Иностранная компания решила оспорить (признать недействующим) постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506, регулирующее вопросы легализации параллельного импорта. Основным доводом заявления являлся тот факт, что оспариваемое постановление Правительства РФ нарушает положения иных нормативных правовых актов, имеющих по сравнению с ним большую юридическую силу. К таковым заявитель относил:
- положения Конституции РФ, устанавливающие, что Российская Федерации является правовым государством; запрещающие полную отмену прав одних лиц перед другими; предусматривающие возможность ограничения прав и свобод только федеральным законом; закрепляющие компетенцию по изменению и отмене действия норм закона за Государственной думой;
- нормы законов, запрещающие Правительству РФ принимать акты, противоречащие федеральным законам; направленные на предотвращение возникновения и на исключение коррупциогенных факторов в тексте нормативных правовых актов; определяющие круг органов исполнительной власти, которым могут быть переданы полномочия Правительства РФ в рамках оспариваемого постановления;
- правила делегирования законодательных полномочий органам государственной власти, в основную компетенцию которых не входит изменение и дополнение норм закона.
Определением Суда по интеллектуальным правам от 22 апреля 2022 г. по делу № СИП-371/2022 отказано в принятии заявления к производству. Основаниями отказала послужили следующие моменты:
- Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
- в заявлении иностранной компании оспариваются полномочия Правительства РФ на издание принятого им постановления № 506 и по возложению им части своих полномочий в сфере, к которой относится оспариваемый нормативный правовой акт, на Минпромторг;
- полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», исследование и оценка доводов заявления иностранного лица предполагают проверку конституционности положений оспариваемого нормативного правого акта;
- разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Правительства и проверка конституционности нормативных актов Правительства по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод – это исключительная компетенция Конституционного суда РФ и осуществляется в порядке конституционного судопроизводства.
Отсюда правомерный вывод о том, что заявление иностранного лица об оспаривании постановления № 506 не может быть отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, а само заявление не может быть рассмотрено в порядке арбитражного судопроизводства.
До этого эта же иностранная компания с этим же заявлением обращалась в Верховный суд РФ, которым 14.04.2022 также было отказано в принятии заявления к производству.