Кассационный суд рассмотрел дело, связанное с увольнением госслужащего по сокращению и выплатой ему компенсации.
Так, госслужащий был уволен в связи с утратой доверия. Однако суд первой инстанции признал такое увольнение неправомерным, в связи с чем госслужащего восстановили на службе.
Через некоторое время госслужащий снова был уволен. На этот раз – в связи с сокращением занимаемой им должности с выплатой ему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной нормами Закона № 79-ФЗ.
Впоследствии в результате апелляционного рассмотрения спора об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия решение суда первой инстанции было признано неправомерным.
С учетом данных обстоятельств государственный орган посчитал целесообразным отменить приказ о восстановлении в должности, а вместе с ним и приказ об увольнении в связи с сокращением и о выплате компенсации, в связи с чем обратился в суд с иском о возврате бывшим работником денежного содержания и отпускных, которые были выплачены за период с даты восстановления на службе до увольнения по сокращению, а также компенсации. Сумма исковых требований составила более чем 500 тыс. руб.
Решением суда первой инстанции исковые требования государственного органа были удовлетворены частично – право работника на получение денежного содержания и отпускных было признано обоснованным ввиду того, что трудовые обязанности в рассматриваемый период им осуществлялись, а сумма компенсации, выплаченной в связи с сокращением, была признана неосновательным обогащением и подлежит возврату в пользу государственного органа.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что основания для выплаты компенсации все же имелись, счетной ошибки и недобросовестности со стороны служащего при получении выплаты не установлено. Отмену приказа о восстановлении в должности нельзя рассматривать в качестве основания для возврата денежной компенсации, поскольку такая компенсация является средствами к существованию.
Определением Седьмого КСОЮ от 21.09.2021 по делу № 8Г-12765/2021[88-13527/2021] доводы суда были признаны обоснованными, так как компенсационная сумма, выплаченная при увольнении госслужащего, рассматривается в качестве выходного пособия, которое входит в состав заработной платы. Если факт недобросовестности или наличия счетной ошибки не доказан, то основания для взыскания выплаченных сумм отсутствуют.