ВС РФ рассмотрел дело о взыскании штрафных санкций с образовательного учреждения ввиду несоблюдения условий предоставления субсидий.
Так, образовательное учреждение было определено в качестве победителя на получение гранта в форме субсидии из средств федерального бюджета. Для получения субсидии образовательное учреждение обязано представить справку, подтверждающую отсутствие у него на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, в течение трех рабочих дней с даты публикации протокола о победителях конкурса.
Из материалов дела следует, что итоги конкурса были обнародованы 11.05.2018. Образовательное учреждение представило соответствующую справку 14.05.2018 по состоянию на 01.05.2018.
Фактически Соглашение было подписано 26.11.2018, при этом справка на актуальную дату образовательным учреждением не представлялась.
В отношении образовательного учреждения была проведена проверка, в ходе которой было установлено наличие задолженности по возврату в бюджет предыдущей целевой субсидии, в связи с чем к учреждению были применены штрафные санкции в размере 400 тыс. руб.
При рассмотрении дела нижестоящими инстанциями суды встали на сторону образовательного учреждения, сославшись на то, что факт наличия задолженности не доказан.
Соглашение было заключено 26.11.2018, в связи с чем образовательное учреждение должно было представить справку об отсутствии задолженности по состоянию на 01.10.2018. Справка не представлялась, однако отсутствие задолженности подтверждается актами сверки взаимных расчетов по прошлой субсидии между учреждением и его учредителем, а также показателями бухгалтерской отчетности в ГИИС «Электронный бюджет».
Тем не менее, ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение.
В Определении ВС РФ от 17.11.2021 № 305-ЭС21-13732 отмечалось, что Соглашение о предыдущей субсидии предусматривало в случае ее неполного использования возврат денег в бюджет в срок до января 2018 года, однако возврат остатка был произведен лишь в апреле 2019 года. Отсюда следует вывод, что на дату предоставления новой субсидии учреждение имело просроченную кредиторскую задолженность перед бюджетом.
Акт сверки, который являлся предметом рассмотрения нижестоящих судов, был составлен по состоянию на 31.05.2019, а отсутствие задолженности было необходимо подтвердить по состоянию на 01.10.2018.
При этом в предыдущем акте сверки в декабре 2017 года, а также в учете и отчетности образовательного учреждения остатка средств, подлежащих возврату, также не числилось.
В данной связи ВС РФ указал судам на необходимость при новом рассмотрении дела дать оценку акту сверки 2017 года с позиций его соответствия требованиям Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, в частности, требованию о своевременной регистрации первичных учетных документов, внесении их в регистры бухгалтерского учета и дальнейшем отражении в бухгалтерской отчетности.