В соответствии с п. 10, 10.2 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и(или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В связи с изложенным сам городской парк не является объектом капитального строительства (он является территорией (земельным участком) общего пользования), однако на его территории (в границах такого земельного участка) могут быть расположены как капитальные, так и некапитальные объекты движимого и недвижимого имущества.
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
Определение СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 марта 2018 г. № 310-КГ17-15291: «Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым».
Основными признаками земельных участков общего пользования являются общедоступность и принадлежность публичному образованию (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02 июня 2016 г. № Ф08-2572/16 по делу № А53-17442/2015; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2016 г. №Ф07-5805/16 по делу № А13-9460/2015).
По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письма Минфина России от 01.04.2016 № 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 № 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386).
Согласно п. 3.2, 3.11, 3.12, 3.22а, 3.23 Свода правил СП 82.13330.2016, а также до 16.09.2020 п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, соответственно, к объектам и элементам благоустройства в том числе относятся и парки.
Вместе с тем при проведении работ по благоустройству территории могут создаваться объекты, отвечающие критериям, установленным Инструкцией № 157н и Стандартом «Основные средства» для их признания основными средствами, которые в целях бухгалтерского учета могут отражаться на соответствующих аналитических счетах счета 101 00 «Основные средства». Отнесение материальных ценностей к одному или нескольким инвентарным объектам, в том числе определение срока их полезного использования, относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия), которая самостоятельно принимает решение исходя из функционального назначения и направления использования данных объектов, а также основываясь на положениях учетной политики в части возможности объединения комплекса объектов основных средств в один инвентарный объект (п. 34 Инструкции № 157н). Кроме того, такое решение является субъективным – оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества (см. также письмо Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).
В соответствии с п. 3.1.7 Свода правил СП 475.1325800.2020 «Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства» (утвержден приказом Минстроя России от 22.01.2020 № 26/пр) парком является участок озелененной территории общего пользования, основной вид разрешенного использования которого – рекреация.
То есть парк представляет собой земельный участок рекреационного назначения (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 Земельного кодекса РФ), на котором расположены различные элементы озеленения и благоустройства. При этом в законодательстве отсутствуют положения, в силу которых парк как таковой являлся бы объектом имущества. Напротив, из изложенного выше следует, что парк является совокупностью различных объектов, расположенных на одном земельном участке и предназначенных для использования в рекреационных целях. Представляется, что парк, включающий элементы благоустройства, которые не связаны неразрывно физически или технологически, не может рассматриваться как единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ). На наш взгляд, нет оснований относить его и к неделимым вещам (ст. 133 ГК РФ), поскольку расположенные на территории парка элементы благоустройства являются отдельными вещами, демонтаж которых сам по себе не способен изменить назначение парка.
В большинстве своем арбитражная практика придерживается мнения, что укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для передвижения или его благоустройство не создает нового объекта недвижимости. Такие объекты, несмотря на прочную связь с землей, не имеют самостоятельного функционального назначения и не признаются недвижимостью (см. также постановление АС Уральского округа от 21.04.2015 № Ф09-2001/15 по делу № А60-24356/2014, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 № 15АП-17744/15, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 № Ф01-3991/12 по делу № А29-9832/2011).
Решение о принятии к учету объектов НФА, созданных в результате работ по благоустройству парка, а также о включении тех или иных затрат в первоначальную стоимость таких объектов, относится к компетенции профильной комиссии учреждения. Вопрос квалификации указанных объектов в качестве движимого или недвижимого имущества также относится к компетенции специалистов учреждения. По нашему мнению, комиссия вправе принять решение об учете единого объекта «Парк» в составе движимого имущества.