По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

При заключении договора (контракта), предметом которого является приобретение оборудования, заказчик предусматривает, как правило, не только наименование приобретаемого товара и его количество, но и требования, предъявляемые к качеству.

Как следует из содержания вопроса, в рассматриваемой ситуации при заключении договора (контракта) было предусмотрено условие гарантии качества товара, обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества, пригодный к эксплуатации в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 2 ст. 470, п. 1, 2 ст. 469 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 477 ГК РФ если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. К примеру, в течение гарантийного срока покупатель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации факт поставки бракованного оборудования был обнаружен уже после принятия объекта к учету в составе основных средств. При этом продавец устранил недостатки, заменив неисправное оборудование на новое, с аналогичными характеристиками.

Следует отметить, что порядок документального оформления операций по обмену основных средств ненадлежащего качества, принятых к учету, а также порядок их отражения в регистрах бухгалтерского учета нормативными правовыми актами в настоящее время не определен, в связи с чем конкретный порядок учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике, с соблюдением нормы п. 4 Инструкции № 174н.

Так, при замене некачественного оборудования могут быть оформлены следующие документы:

- письменная претензия в адрес продавца;

- накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) либо иной документ (акт), составленный в произвольной форме и содержащий необходимые для первичного документа реквизиты, с указанием причин выбытия;

- суммы начисленного ущерба оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833);

- факт поступления товара надлежащего качества может быть оформлен Актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

Передав покупателю товар ненадлежащего качества, поставщик тем самым свои обязательства по договору купли-продажи исполнил ненадлежащим образом. При этом нормами ГК РФ предусмотрены последствия такого ненадлежащего исполнения обязательств поставщика – обязанность поставщика по требованию покупателя в рамках этого же договора купли-продажи принять некачественный товар и заменить его на товар, качество которого соответствует договору, или принять от покупателя некачественный товар и вернуть полученные за него денежные средства.

Применяя последствия ненадлежащего исполнения договора, полагаем, что, если иное не будет прямо предусмотрено учредителем, у учреждения нет оснований:

- производить документальное оформление возврата принятых к балансовому учету некачественных товаров в порядке, предусмотренном в публично-правовом образовании для списания имущества;

- согласовывать возврат принятых на балансовый учет товаров в качестве операции по распоряжению особо ценным движимым имуществом или в качестве крупной сделки.

При возврате материальных ценностей с требованием предоставления поставщиком аналогичного оборудования надлежащего качества одновременно отражается задолженность по возмещению в натуральной форме по дебету счета 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В этом случае поступление от поставщика материальной ценности надлежащего качества будет отражаться по дебету счета 0 101 00 000 и кредиту счета 0 209 34 000 (по аналогии с п. 86 Инструкции № 162н, применяемой казенными учреждениями). По нашему мнению, учитывая, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, аналогичная корреспонденция может быть отражена в учете бюджетного учреждения.

Таким образом, рассматриваемую в вопросе ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:

Дебет 4 209 34 56Х Кредит 4 401 10 172 – продавцу направлена претензия с предложением о замене оборудования на аналогичное;

Дебет 4 104 2Х 411 Кредит 4 101 2Х 410 – отражены операции по списанию основного средства в части начисленной амортизации;

Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 101 2Х 410 – отражены операции по списанию основного средства на сумму остаточной стоимости;

Дебет 4 101 2Х 310 Кредит 4 209 34 66Х – принято к учету оборудование, поступившее взамен возвращенного продавцу.

При замене товара, если наступил гарантийный случай, на аналогичный товар составляется новая Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

При необходимости в установленном порядке учреждение направляет в уполномоченный орган информацию для внесения изменений в Реестр имущества публично-правового образования.