Удержание из заработка осужденного к исправительным работам в доход государства по приговору суда производится после удержания НДФЛ.
Обоснование вывода:
Исправительные работы как вид наказания за совершение преступления предусмотрен п. «д» ст. 44 УК РФ. Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ. В соответствии со ст. 50 УК РФ, ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
Между осужденным и организацией, в которой он отбывает обязательные либо исправительные работы, возникают трудовые отношения (ст. 15, ч. 1 ст. 16 ТК РФ, ст.ст. 40, 43, 44 УИК РФ), особенность которых состоит в том, что такие работники ограничены в трудовых правах в той степени, в которой это предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством.
Общие основания и порядок удержаний из заработной платы предусмотрены Трудовым кодексом РФ. В соответствии с частью первой ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно ст. 50 УК РФ из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке возлагается на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам (ч. 1 ст. 43 УИК РФ). Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитываются денежная и натуральная части заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно (ч.ч. 2, 3 ст. 44 УИК РФ).
Специальных правил исчисления таких сумм уголовно-исполнительное законодательство, в том числе и УИК РФ, не содержит, соответственно, не содержит и оговорки о том, следует ли исчислять данные удержания из суммы заработной платы до вычета из нее НДФЛ или после. В связи с этим в судебной практике встречается позиция, в соответствии с которой удержания по приговору суда надлежит производить из полной суммы заработной платы (до вычета из нее НДФЛ) (см., например, определение Тверского областного суда от 18.07.2017 № 33-2756/2017). Из письма Минюста России от 03.07.2018 № 04-88128/18 можно сделать вывод, что такого же мнения придерживаются и специалисты этого ведомства.
Вместе с тем налоговая база по НДФЛ не уменьшается в связи с какими-либо удержаниями (п. 1 ст. 210 НК РФ), а удержание по приговору производится при выплате заработной платы. Поэтому полагаем, что работодатель должен сначала исчислить и удержать НДФЛ, а затем из дохода, уменьшенного на величину налога, произвести удержания по приговору суда. Потом работодатель производит другие удержания с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ, которые применяются к оставшейся после двух предыдущих удержаний денежной сумме. Таким образом, удержание из заработной платы работника, осужденного на основании приговора суда, должно производиться в процентном отношении к общему размеру его заработка, оставшегося после удержания налога на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ), за вычетом доходов, из которых не могут производиться удержания в соответствии с ч. 4 ст. 44 УИК РФ. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты Минздравсоцразвития РФ (см. письмо от 16.11.2011 № 22-2-4852). Примеры такого подхода имеются и в судебной практике (см., например, решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 22.12.2016 по делу № 2-2103/2016).
К сведению: из формы извещения о направлении осужденного для отбывания наказания (приложение № 31 к Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 № 142) следует, что работодатели обязаны ежемесячно высылать в уголовно-исполнительную инспекцию расчетные сведения о перечислении удержаний с осужденного с указанием номера и даты платежного поручения по приведенному в извещении образцу. Неисполнение данной обязанности может повлечь за собой привлечение работодателя и его должностных лиц к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (см. постановление мирового судьи судебного участка № 2 города Гусь-Хрустального и Гусь-Хрустального района Владимирской области от 16.01.2017 № 5-471/17).