Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, перечень которых приведен в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с ч. 4 той же статьи договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и(или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 29, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным законом и иными федеральными законами. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством РФ о приватизации. Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (пп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», далее – Закон № 178-ФЗ). Требование о проведении обязательного аудита для данного случая приватизации ни Закон № 161-ФЗ, ни Закон № 178-ФЗ, ни другие нормы законодательства не содержат.

В то же время преобразование унитарного предприятия в АО не обойдется вовсе без аудиторского заключения – принимая решение о реорганизации, собственник его имущества, в частности, утверждает передаточный акт, определяющий состав подлежащего приватизации имущества. Передаточный акт составляется в соответствии с требованиями ст. 59 ГК РФ, ст. 11 Закона № 178-ФЗ на основе данных, в том числе аудиторского заключения.

Таким образом, если речь идет о преобразовании МУП в АО, то аудит является обязательным, в остальных случаях – инициативным.