Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.
Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка № 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные элементы статьи 340 КОСГУ.
Вместе с тем специалисты финансового ведомства неоднократно указывали, что группировка запасов - это компетенция учреждения и отраслевого органа власти.
Медицинской маской является медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом (п. 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.03.2019 № 115-ст). Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) изделия медицинские ватно-марлевые относятся к классу 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях».
Исходя из этого, маски могут являться медицинскими изделиями и, соответственно, могут быть отнесены к материалам, применяемым в медицинских целях. Расходы на приобретение материальных запасов, применяемых в медицинских целях, согласно п. 11.4.1 Порядка № 209н относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
Однако на данную подстатью КОСГУ, как было указано выше, могут быть отнесены медицинские изделия, применяемые исключительно в медицинских целях. То есть тех, которые будут использованы при оказании конкретной медицинской услуги и потреблены непосредственно (однократно) в момент проведения медицинских манипуляций.
В рассматриваемой ситуации речь идет о закупке масок в учреждении, не уполномоченном на оказание медицинских услуг. Маски приобретаются в профилактических целях для выдачи сотрудникам в целях исполнения ими своих должностных обязанностей. Следовательно, подстатья 341 КОСГУ в данном случае не может быть применена.
Между тем в письме Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111 рекомендуется в качестве критерия для выбора подстатьи КОСГУ ориентироваться на отрасль/направление деятельности учреждения, а не на функциональное/целевое назначение матзапасов. То есть приобретение в целях профилактических мер масок медицинским учреждением было рекомендовано относить на подстатью 341 КОСГУ. Закупку тех же матзапасов учреждением немедицинского профиля - на подстатью 346 КОСГУ.
Следовательно, расходы на приобретение многоразовых масок, так как они приобретаются не в целях оказания медицинской помощи (медицинских услуг), целесообразно отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.
В то же время 04.08.2020 приказом Минтруда России от 23.06.2020 № 365Н были внесены изменения в п. 3.1 Правил № 580н, в котором конкретизированы расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Согласно внесенным изменениям одноразовые и многоразовые тканевые маски относятся к средствам индивидуальной защиты органов дыхания.
Учитывая отсутствие каких-либо ограничений на включение средств индивидуальной защиты в состав мягкого инвентаря, а также специальное назначение масок, учет их также оправданно может быть организован с применением подстатьи 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ (смотрите также письмо Минфина России от 24.01.2020 № 02-08-10/4318). Следует отметить, что, принимая решение о включении средств защиты в состав мягкого инвентаря, у учреждения по прежнему сохраняется обязанность по соблюдению требований к особенностям его учета, в том числе маркировке, в случаях, определенных п. 118 Инструкции № 157н.
Как видим, в учреждении немедицинского профиля в равной степени оправданным будет отнесение медицинских масок и к средствам индивидуальной защиты (подстатья 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ), и к прочим материальным запасам (подстатья 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ).
Соответствующее решение учреждение должно принять самостоятельно с учетом отраслевой специфики, в том числе рекомендаций вышестоящего органа. При этом заключение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов должно исходить из целей использования материальных запасов. В учетной политике учреждения целесообразно закрепить условия отнесения активов к соответствующей группе аналитического учета.