Вопрос: Как в бюджетном учреждении отражаются расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение?

Согласно п. 267 Инструкции № 157н средства, порядок дальнейшего использования которых при их поступлении не ясен, как правило, квалифицируются как «денежные средства во временном распоряжении». При наступлении определенных событий такие денежные средства могут быть:

- возвращены плательщику;

- перечислены по назначению (например, в доход соответствующего бюджета);

- зачислены в состав доходов бюджетного (автономного) учреждения.

При организации бухгалтерского учета и разработке учетной политики необходимо проводить четкую границу между доходами учреждения и средствами во временном распоряжении. Дело в том, что на дату поступления средств во временное распоряжение у учреждения нет правовых оснований рассматривать это событие в качестве увеличения экономических выгод организации или получения возможности полезного использования средств в течение отчетного периода.

Для учета расчетов, возникающих при поступлении в учреждения таких средств, применяется счет 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (см. также письмо Минфина России от 10.09.2013 № 02-07-10/37335).

К средствам во временном распоряжении, в частности, относятся:

1) обеспечительные платежи, в т.ч. суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в целях обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в целях обеспечения исполнения контрактов;

2) денежные средства, полученные на ответственное хранение;

3) суммы, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами (при наложении ареста на имущество обвиняемого или подозреваемого);

4) залоговые суммы, в том числе:

- суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции уполномоченных должностных лиц;

- суммы, вносимые арендаторами (например, по договору проката).

Согласно п. 268 Инструкции № 157н аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке (ф. 0504054) по каждому контрагенту в разрезе:

- правовых оснований;

- видов поступлений (обязательств, в обеспечение которых они поступили);

- направлений использования средств.

Синтетический учет операций по счету 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 269 Инструкции № 157н).

Средства во временном распоряжении могут поступать как в кассу организации бюджетной сферы, так и на лицевые счета (счета в кредитных организациях). Соответственно, и возврат (передача по принадлежности) таких средств может осуществляться не только в безналичном порядке, но и через кассу. В то же время конкретный порядок взаиморасчетов по определенным видам средств, поступающих во временное распоряжение, определяется соответствующим правовым актом.

Операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, должны учитываться на специальных лицевых счетах, если иное не предусмотрено действующими нормативными актами (письма Минфина России от 26.09.2014 № 02-03-07/48208, от 19.12.2014 № 02-03-09/65905). Порядок проведения операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, утвержден приказом Федерального казначейства от 11.12.2015 № 25н. А вот для бюджетных учреждений, обслуживающихся в органах казначейства, соответствующими правовыми актами, как правило, не предусматривается возможность открытия отдельных лицевых счетов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение. Таким образом составлен, например, Порядок, утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н, который распространяется на все организации, обслуживаемые органами Федерального казначейства. Согласно п. п. 5 и 6 данного документа денежные средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных (автономных) учреждений, зачисляются на тот же лицевой счет, на котором отражаются суммы:

- субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий;

- получаемые в рамках осуществления приносящей доход деятельности.

Операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражаются по забалансовым 17 и 18 с применением статьи 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ, а по выбытию - с применением статьи 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ (для прошлых периодов см. письма Минфина России от 02.12.2015 № 02-05-12/70210, от 08.10.2014 № 02-07-07/50609, от 16.03.2015 № 02-05-10/14013, Федерального казначейства от 15.12.2014 № 42-7.4-05/2.2-772).

Учитывая экономический характер активов и обязательств средств во временном распоряжении, для отражения расчетов могут применяться счета 3 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», 3 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», 3 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств», 3 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (см., в частности, п. 1.10 Приложения № 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 № 02-06-07/103995 № 07-04-05/02-29148).

Остатки денежных средств (в т.ч. и средства бюджетных субсидий), могут быть направлены на погашение обязательств бюджетного и автономного учреждения (п.п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ). Одновременно с поступлением средств во временное распоряжение у организации бюджетной сферы возникает соответствующая кредиторская задолженность (обязательство по возврату или перечислению средств по принадлежности). В то же время, как было указано выше, средства во временном распоряжении очень часто учитываются у бюджетных (автономных) учреждений на одном лицевом счете со средствами от приносящей доход деятельности и средствами субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий. Поэтому очень важно должным образом организовать обособленный учет средств во временном распоряжении от иных средств. Проблему организации обособленного учета по кассе решил приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н - утвержденная этим приказом форма Кассовой книги (ф. 0504514) предусматривает требование об отражении в графах 6 и 7 данных о поступлении и выбытии средств во временном распоряжении.

Бюджетными учреждениями такие суммы вполне обоснованно могут переводиться в состав собственных средств. Например, в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта (договора) денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, учитываются бюджетным учреждением - в качестве собственных доходов от приносящей доход деятельности.