В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Вместе с тем, в силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся, в том числе, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области обращения с отходами относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Законом Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения сельских поселений. Однако организация деятельности по обращению с отходами, в том числе по их сбору, в силу ст. 6 Закона № 89-ФЗ возложена на органы государственной власти субъекта РФ.

Следовательно, органы местного самоуправления поселений в настоящее время не имеют полномочий по составлению схем обращения с отходами, это относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (аналогичная правовая позиция до вступления в силу последних изменений в Закон № 89-ФЗ также была изложена в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 18.10.2017 по делу № 33а-8002/2017).

Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ, утв. постановлением Госстроя России от 21.08.2003 г. № 152, генеральная система очистки должна содержать, в частности, расчетные нормы и объемы работ, данные по нормам накопления, разработкой которых должны заниматься региональные операторы (подобная позиция отражена в решении Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19.10.2017 по делу № 2а-1899/2017).

Как следует из письма Минрегиона РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14, органы местного самоуправления в соответствии со ст.ст. 13–14 ЖК РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.