В соответствии со ст. 214 и 220 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п. 24, 26, 27, 45, 46 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, очевидно, что при организации таких медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в этих нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Поэтому работодатель, направляющий своих работников на обследование, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней.
В случае возмещения понесенных расходов вновь принимаемому работнику или действующему работнику на прохождение обязательного медицинского осмотра, по мнению Минфина России, у работника нет экономической выгоды по смыслу п. 1 ст. 41 НК РФ и, следовательно, нет облагаемого дохода (письмо Минфина России от 10.05.2023 № 03-15-07/42587, письма ФНС России от 22.05.2023 № БС-4-11/6374@), от 23.01.2020 № 03-15-06/3810, от 03.09.2019 № 03-04-06/67602, от 30.01.2019 № 03-15-06/5260).
Но со страховыми взносами в случае возмещения работнику стоимости прохождения медосмотра все обстоит иначе. Контролирующие органы настойчиво придерживаются позиции, что если выплата прямо не предусмотрена в ст. 422 НК РФ и(или) производится с нарушением установленного законодательством порядка, то она подлежит обложению страховыми взносами (письмо Минфина России от 10.05.2023 № 03-15-07/4258, письма ФНС России от 22.05.2023 № БС-4-11/6374@), от 10.09.2021 № 03-15-06/73388, от 06.09.2021 № 03-03-06/1/71913, от 23.01.2020 № 03-15-06/3810, от 01.11.2019 № 03-04-05/84588, от 11.10.2019 № 03-04-05/78205, от 17.05.2019 № 03-15-05/35516, от 24.01.2019 № 03-15-06/3786, от 27.11.2020 № БС-4-11/19575@), от 27.01.2020 № БС-4-11/1082@, от 03.09.2018 № БС-4-11/16963@, от 08.02.2018 № 03-15-06/7527).
Однако если учреждение примет решение не облагать возмещенные работникам расходы по прохождению медосмотров страховыми вносами, то шансы отстоять свою позицию в суде достаточно велики (см. постановления АС Северо-Западного округа от 05.04.2021 № Ф07-1692/21, АС Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 № Ф04-1498/20, АС Центрального округа от 05.03.2020 № Ф10-443/20, АС Уральского округа от 18.12.2019 № Ф09-8600/19). Суды исходят из того, что спорные выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились учреждением в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров, в связи с чем не являются экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами. Вопреки доводам налоговых органов, ст. 422 НК РФ, содержащая исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 420 НК РФ, к числу которых спорные выплаты не относятся. Эта правовая позиция подтверждена в определении Верховного суда РФ от 29.10.2019 № 306-ЭС19-9697.
В определении Верховного суда РФ от 13.04.2020 № 309-ЭС20-3763 отмечено, что если выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение обязательных медосмотров, производятся в рамках исполнения обязанности работодателя по организации таких осмотров, то они не являются экономической выгодой (доходом) работников и не могут быть включены в объект обложения взносами.