По нашему мнению, отношения между администрацией муниципального образования и главой муниципального образования трудовым законодательством не регламентированы, так как глава муниципального образования не является работником. Следовательно, в отношении главы муниципального образования кадровая документация, в том числе личная карточка (Т-2), не заполняется.
Обоснование вывода:
Трудовыми отношениями, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ТК РФ, являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Наличие трудовых отношений обязывает организацию вести кадровую документацию в отношении сотрудников, которые выполняют трудовые функции в данной организации.
Кадровый учет предусматривает ведение личной карточки на каждого работника организации в целях систематизации имеющихся данных о сотруднике. Личные карточки оформляются по унифицированной форме Т-2 («Личная карточка работника»), утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 (далее – Постановление № 1).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) не определяет статуса депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее – избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее – лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Часть 1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ гласит, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 172 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Согласно Уставу Маковского сельского поселения глава муниципального образования «Маковский сельсовет» (далее – глава МО «Маковский сельсовет») глава МО – высшее выборное должностное лицо МО «Маковский сельсовет».
Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления – это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 02.04.2002 № 7-П).
Анализируя положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституционный суд Российской Федерации, проверяя конституционность в том числе п. 3 части 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина, пришел к выводу о том, что выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым – реализацию норм ст. 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 13-П).
Таким образом, отношения, возникшие в связи с избранием гражданина главой администрации сельского поселения, не являются трудовыми отношениями, которые наряду с непосредственно связанными с ними отношениями по общему правилу регулируются нормами трудового законодательства (ч. 1 ст. 11 ТК РФ).
Суды также приходят к выводу, что, исполняя общественную обязанность на должности выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования не вступает в трудовые отношения. Администрация района по отношению к главе муниципального образования работодателем не является (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.02.2013 № 33-1496/2013, Решение Красноярского краевого суда от 18.05.2017 по делу № 7р-438/2017 и т. д.).
Таким образом, учитывая, что отношения между администрацией муниципального образования и главой муниципального образования трудовым законодательством не регламентированы, так как глава муниципального образования не является работником, то в отношении главы муниципального образования кадровая документация, в том числе личная карточка (Т-2), не заполняется.