Дорожный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов; к дорожным фондам относятся в том числе муниципальные дорожные фонды (п. 1 ст. 179.4 БК РФ).
В силу абзаца первого п. 5 ст. 179.4 БК РФ муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете).
Как следует из взаимосвязанных положений п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения является вопросом местного значения муниципального района, если иное не установлено законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Исходя из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ под дорожной деятельностью следует понимать деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги в свою очередь охватывает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 19 ст. 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Такая классификация в настоящее время утверждена приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 (далее – Классификация).
Согласно подп. «б» подп. 1 п. 3, подп. «з» и «и» подп. 1 п. 4 Классификации замена элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода; переустройство ливневой канализации; устройство элементов системы водоотвода (в том числе новых водопропускных труб, дренажей, прикромочных и телескопических лотков, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации и других элементов) входят в состав работ по капитальному ремонту автомобильных дорог. В свою очередь восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации входит в состав работ по ремонту автомобильных дорог (подп. «б» подп. 1 п. 5 Классификации). Поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов) входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройств (подп. «в» подп. 1 п. 6 Классификации).
В этой связи направление средств муниципального дорожного фонда на оплату ремонта ливневой канализации, необходимого для реализации органами местного самоуправления возложенных на них полномочий по содержанию автомобильных дорог, представляется оправданным: характер таких расходов соответствует целям создания муниципального дорожного фонда.
В то же время надлежит учитывать, что порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается решением представительного органа муниципального образования (абзац шестой п. 5 ст. 179.4 БК РФ). Такой порядок вполне может предусматривать дополнительные ограничения по направлениям использования средств муниципального дорожного фонда. Аналогичная правовая позиция ранее высказывалась и Комитетом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
С учетом изложенного, по нашему мнению, направление средств муниципального дорожного фонда на оплату ремонта ливневой канализации вдоль автомобильных дорог, необходимого для реализации органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в сфере дорожной деятельности, является допустимым при условии, что осуществление таких расходов соответствует порядку использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда, установленному решением представительного органа муниципального образования.