Действующим законодательством такие нормативы не установлены. Более того, обязанность нормирования материальных ценностей, в частности канцелярских товаров, действующим законодательством в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета не установлена. Вместе с тем такая обязанность может быть закреплена в ведомственном акте вышестоящего органа, распорядительном документе учредителя или в самой организации бюджетной сферы.

В целях внутреннего контроля, повышения эффективности расходования средств и планирования хозяйственной деятельности организация может разработать и применять нормы расхода любых ТМЦ, в том числе канцелярских товаров, с учетом особенностей, режима работы и т. п.

Но обязанности утверждать такие нормы расхода локальным актом у хозяйствующих субъектов нет.

В отношении материальных расходов такое мнение выражено судьями в постановлении Девятнадцатого ААС от 23.03.2015 № 19АП-5687/14 (постановлением АС Центрального округа от 30.07.2015 № Ф10-2174/15 по делу № А48-2783/2014 оставлено без изменения): глава 25 НК РФ не предусматривает нормирование расхода вспомогательных материалов, более того, не содержит и отсылок к нормам.

Для целей нормирования применяются различные методы, однако на практике чаще всего используют либо экспериментальный/опытный метод разработки норм, при котором затраты труда, материалов устанавливаются на основе замеров их полезного расхода, потерь и отходов, определяемых в производственных условиях, либо отчетно-статистический метод, при котором средние фактические затраты рассчитываются на основе статистических или отчетных данных.

Отчетно-статистический метод целесообразно использовать при нормировании таких групп материальных запасов, как канцелярия или бытовая химия.

Обратите внимание: каким бы методом расчета при нормировании ресурсов учреждение ни воспользовалось, разработанную методологию целесообразно закрепить локальным актом в рамках формирования учетной политики. При расчете можно сочетать разные методы, главное, чтобы достигалась точность расчета. Но важно не забывать, что затраты на представление информации не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования.

Грамотно выстроенный инструмент нормирования позволяет:

- уменьшить объемы нерационального использования ценностей;

- снизить злоупотребления на местах;

- предупредить формирование излишков;

- оптимизировать технологические процессы;

- сформировать экономный подход к планированию и расходованию.

Таким образом, благодаря нормированию достигается эффективность использования материальных ценностей в учреждении – не будем забывать, что неэффективное расходование матзапасов ревизоры берут на заметку.