На наш взгляд, в настоящее время учреждение ООО органом местного самоуправления невозможно по следующим основаниям.
Создавая ООО, администрация должна оплатить свою долю в уставном капитале (для единственного участника это 100 %). Внесение муниципального имущества (денег или чего-то другого) в уставный капитал – это приватизация.
Закрытый перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии с данной статьей допускается внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы только АО (пп. 9 п. 1 ст. 13). Про возможность внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ООО в этой статье ничего не сказано. Можно лишь преобразовать МУП в ООО (пп. 1.1 п. 1 ст. 13).
С другой стороны, ч. 1 ст. 68 Закона № 131-ФЗ разрешает представительным органам муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Однако к рассматриваемой ситуации эту норму применить нельзя, поскольку администрация планирует учредить ООО самостоятельно.
Также неясно, как должна применяться данная норма с учетом положений ст. 13 Закона о приватизации. Вероятно, в случае принятия подобного решения учредителями ООО должны выступать определенные представительными органами муниципальных образований муниципальные учреждения или муниципальные предприятия, поскольку на закрепленное за ними имущество действие Закона о приватизации не распространяется (пп. 9 п. 2 ст. 3 данного закона).
Кроме того, ст. 80 БК РФ позволяет органам местного самоуправления делать бюджетные инвестиции в любые юридические лица (кроме учреждений и предприятий), тем самым получая право собственности на долю в их уставном капитале. Однако здесь речь идет об уже созданном юридическом лице.
Согласно п. 5 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, существует три таких исключения:
1) создание межмуниципальных ООО (ч. 1 ст. 68 Закона № 131-ФЗ);
2) осуществление бюджетных инвестиций в уже созданное ООО в обмен на долю в уставном капитале (ст. 80 БК РФ);
3) преобразование МУП в ООО (ст.ст. 13, 37 Закона о приватизации).
Кроме того, ст. 39 Закона о приватизации допускает возможность нахождения доли в уставном капитале ООО (вплоть до 100 %) в муниципальной собственности. Но опять же Закон о приватизации не предлагает других вариантов для возникновения такой ситуации, кроме преобразования МУП в ООО.
Таким образом, в настоящее время случаи внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ООО ограничены ст. 13 Закона о приватизации. То есть администрация от имени муниципального образования может создать «с нуля» только АО и быть его единственным учредителем. В отношении ООО такой возможности не предусмотрено (кроме преобразования МУП в ООО).