В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Исключением является информация с ограниченным доступом – конфиденциальная, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную тайну (ст. 9 Закона № 149-ФЗ).

Действующее законодательство не содержит запрета на ведение аудио-, фото- или видеофиксации процедуры приема граждан, обращающихся в органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку с правовой точки зрения такой прием нельзя назвать конфиденциальным.

Кроме того, п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, которая выражается в том числе в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Однако нужно иметь в виду, что одновременно в объектив видео-, фотокамеры может попасть изображение сотрудника, осуществляющего прием документов. А изображение гражданина – это нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения, не отчуждаемое и не передаваемое иным способом и согласно положениям п. 2 ст. 150 ГК РФ подлежащее охране и защите в соответствии с ГК РФ и другими законами.

Право на охрану изображения гражданина сформулировано в ст. 152.1 ГК РФ, в силу которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. То есть фактически правовой запрет установлен лишь для обнародования и дальнейшего использования изображения гражданина без его согласия. Исключение из этого правила составляют лишь случаи, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах либо изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, и если такое изображение не является основным объектом использования.

Вопрос о том, используется ли изображение в государственных, общественных или иных публичных интересах, является оценочным. Он решается применительно к каждой конкретной ситуации.

Например, как разъясняет Пленум Верховного суда РФ, без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым (п. 44, 45 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

На наш взгляд, в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, ведения личного приема граждан глава администрации и ее сотрудники выполняют публичные, общественно значимые функции, а потому их деятельность является открытой. Помещения, в которых ведется прием граждан, общедоступны, то есть любое заинтересованное лицо вправе обратиться с тем или иным вопросом. Поэтому, на наш взгляд, отсутствуют правовые основания для запрета гражданам осуществлять аудио-, фото-, видеосъемку приема документов или личного приема сотрудниками органа местного самоуправления, если при этом не нарушаются требования ст. 152.1 ГК РФ, общественный порядок и безопасность.