В силу п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом в соответствии с п.п. 7, 8 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов (при отсутствии унифицированной формы обязательно наличие реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции № 157н), при условии отражения в этих документах всех предусмотренных реквизитов и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов (п. 114 Инструкции № 157н).

Пунктом 34 Инструкции № 157н установлено, что списание имущества госучреждений производится на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим Актом. Аккумуляторные батареи относятся к имуществу учреждения. То есть решение о непригодности дальнейшей эксплуатации таких объектов принимается профильной комиссией. Учетной политикой учреждения может быть предусмотрено оформление соответствующего решения о списании с учета пришедших в негодность комплектующих автотранспортных средств (в том числе аккумуляторов) Актом о списании материальных запасов (форма 0504230). В ситуации, когда уполномоченные должностные лица учреждения, привлеченные к работе в профильной комиссии, не могут определить непригодность аккумулятора к дальнейшей эксплуатации, к работе в комиссии привлекаются эксперты и экспертные организации.

При этом следует отметить, что батареи свинцовых аккумуляторов относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду такие объекты могут быть отнесены к одному из классов опасных отходов (ст.ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности осуществляется организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Соответственно, для утилизации подобного имущества привлекают специализированную организацию. Как правило, такие организации могут дать и соответствующие заключения о непригодности аккумуляторов к дальнейшей эксплуатации.

Как показывает практика, расчеты с подобными специализированными организациями могут быть организованы разными способами, к примеру:

- организация взимает плату за утилизацию аккумуляторных батарей, при этом взамен производит оплату за извлеченный металлолом;

- организация не просит оплачивать свои услуги, принимая металлолом в качестве оплаты.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение». Соответственно, пришедший в негодность аккумулятор, который передается утилизирующей компании, до момента утилизации может быть учтен на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».

В соответствии с п. 350 Инструкции № 157н на забалансовом счете 09 подлежат учету материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Соответственно, применение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в целях учета автомобильных шин и аккумуляторной батареи, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, не в полной мере соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.

В то же время согласно абз. 3 п. 332 Инструкции № 157н для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета. В целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией № 157н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения (п. 6 Инструкции № 157н). Соответственно, учреждением при необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен в рамках учетной политики.

Необходимо отметить, что прямого запрета на выброс отработанного картриджа в мусорный контейнер действующее законодательство не содержит.

Однако, поскольку контейнер предназначен для складирования ТКО, а картридж не относится к ТКО, нельзя исключить претензий со стороны контролирующих органов.

На наш взгляд, если нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемых картриджах вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности (практически неопасные отходы), то для утилизации лучше привлечь специализированную организацию.

К сожалению, какие-либо разъяснения компетентных органов или судебную практику нам обнаружить не удалось, рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по почте (125993, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6) либо заполнив специальную форму на официальном сайте ведомства (http://rpn.gov.ru/appeal-to-rpn).