Согласно п. 19 СГС «Основные средства» одним из оснований для изменения балансовой стоимости основного средства является частичная замена частей объекта в рамках капитального ремонта. При этом речь идет только о тех ремонтных работах, которые проводятся в целях реконструкции, технического перевооружения или модернизации объекта. В силу п. 27 Инструкции № 157н затраты на модернизацию, дооборудование, техническое перевооружение объекта нефинансовых активов относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования этого объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.
При этом абз. 5 п. 27 Инструкции № 157н прямо определено, что результат работ по ремонту объекта основных средств (как текущему, так и капитальному) не изменяет его первоначальную (балансовую) стоимость. Информация о ремонте подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, в части принятия решения о наличии оснований для увеличения первоначальной (балансовой) стоимости здания определяющим фактором является не то, какой это ремонт (текущий или капитальный), а то, привел ли этот ремонт к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ (реконструкции, модернизации, достройке). При этом определить, улучшились ли первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта нефинансовых активов также необходимо профильной комиссии учреждения.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в организациях государственного сектора, не регламентируют порядок отнесения работ к текущему ремонту, капитальному ремонту или реконструкции. Решение о квалификации произведенных работ находится в компетенции профильной комиссии учреждения. То есть именно профильной комиссии учреждения прежде всего необходимо отнести конкретные работы к работам, связанным с реконструкцией (модернизацией, достройкой, дооборудованием) или к обычному ремонту (текущему, капитальному).
Вместе с тем для целей определения характера работ комиссии целесообразно руководствоваться:
- положениями Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ);
- ведомственными строительными нормативами (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312;
- положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее – Положение МДС 13-14.2000).
Руководствоваться указанными нормативными актами для определения терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» рекомендуют и специалисты финансового ведомства (письма Минфина России от 24.03.2010 № 03-11-06/2/41, от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794).
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и(или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов.
В свою очередь, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и(или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и(или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (п. 3.4 Положения МДС 13-14.2000).
По мнению судей, при квалификации работ следует исходить из их цели и направленности, учитывая при этом, что к ремонту относятся такие виды работ, после проведения которых не улучшаются (не повышаются) показатели объекта, а целью проведения ремонта является устранение имеющихся неисправностей, наличие которых делает опасной (невозможной) эксплуатацию основного средства (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2012 № Ф01-4565/12, ФАС Московского округа от 08.06.2011 № КА-А40/5373-11, от 11.05.2010 № КА-А40/3807-10-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2011 № А53-18544/2010, ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2010 № А56-35754/2009).
Вместе с тем, анализируя судебную практику, можно сделать вывод, что ремонт, перепланировка или реконструкция конструктивных элементов здания, в частности крыльца, больше удовлетворяют определению «капитальный ремонт» (см., например, решение АС Тверской области от 26.09.2017 по делу № А66-1329/2017, решение АС Еврейской автономной области от 17.08.2017 по делу № А16-1237/2016). Данный вывод также подтверждается положениями раздела VII Приложения 8 Положения МДС 13-14.2000. В частности, к работам по капитальному ремонту крыльца относится частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец.
По нашему мнению, капитальный ремонт фасада здания не подпадает под п. 27 Инструкции № 157н и п. 19 СГС «Основные средства», следовательно, затраты на его проведение относятся на финансовый результат текущего финансового года. Тем не менее окончательное решение за профильной комиссией. Если профильной комиссией будет принято решение об отнесении проводимых ремонтных работ к работам, связанным с реконструкцией, модернизацией, достройкой, то в таком случае стоимость работ будет отнесена на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости здания (абз. 3 п. 27 Инструкции № 157н). В случае если профильной комиссией учреждения работы будут отнесены к текущему или капитальному ремонту здания, то затраты на его проведение относятся на финансовый результат текущего финансового года.