Прежде всего хотелось бы отметить, что Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, не используются при расчете норм расхода топлива тракторами.

При этом в настоящее время единые нормы расхода топлива тракторами, а также иной сельскохозяйственной техникой, не утверждены.

По мнению Минфина России (см., например, письма от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15 и от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6), в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива не установлены, при определении норм расхода топлива следует руководствоваться соответствующей технической документацией и(или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Тогда, используя данный подход, организации возможно руководствоваться нормами расхода топлива, указанными в соответствующей технической документации на тракторы и рекомендациями завода-производителя.

Кроме того, при определении норм расхода топлива следует учитывать специфику эксплуатации данных основных средств. Так, потребление топлива будет зависеть не только от пробега, но также от времени и характера работы трактора с учетом характеристик смонтированных на их базе механизмов.

Вместе с тем на сегодняшний день уполномоченными органами разработаны многочисленные правила нормирования расхода топлива, связанные с эксплуатацией специальной техники в различных отраслях экономики, которые также могут быть учтены Вашей организацией.

К таким документам, в частности, относятся:

- Свод правил по проектированию и строительству СП 12-102-2001 «Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин», утвержденный постановлением Госстроя РФ от 18.12.2001 № 124;

- Типовые нормы выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные механизированные работы;

- Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13.09.1999 № 180.

Возможность применения указанных документов подтверждается в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 № 08АП-5291/2010.

Так, судьи поддержали позицию налогового органа и признали, что нормы расхода топлива тракторами установлены Типовыми нормами выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные механизированные работы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации учреждение может руководствоваться перечисленными выше документами, самостоятельно разработать нормы потребления топлива или обратиться в соответствующую научную организацию, осуществляющую разработку таких норм по специальной программе-методике.

Схожего мнения придерживаются и в Минфине России (письмо от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

В том случае, если учреждение решит установить нормы расхода ГСМ самостоятельно, соответствующие контрольные замеры должны быть проведены уполномоченной комиссией учреждения. К работе в комиссии должны быть привлечены специалисты конкретной области, работающие в учреждении, и(или) привлеченные компетентные лица со стороны. Результаты замеров, как правило, оформляются Актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, иной техники, который составляется в произвольной форме. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:

- конструктивные особенности технического средства (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

- режим эксплуатации технического средства;

- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Контрольные замеры осуществляются не для какого-либо конкретного маршрута, результаты используются для установления общей нормы для транспортного средства определенной марки. Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты по аналогии с п. 5 Методических рекомендаций (например, при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях и прочее).

Избежать претензий контролирующих органов позволит применение самостоятельно разработанных учреждением норм расхода ГСМ в качестве временных. В дальнейшем могут применяться нормы, разработанные научной организацией, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике (например, Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта).

Разработка норм может быть заказана учреждением самостоятельно (при наличии финансовых возможностей). В то же время она может быть доведена до организации в порядке, установленном вышестоящей организацией. Это связано с тем, что на балансах учреждений обычно числится ограниченное количество наименований автомобильной и иной техники, поэтому вышестоящая организация может заказать разработку норм по новым моделям (маркам, модификациям) самостоятельно, а затем довести эти нормы до подведомственных организаций.

Обращаем Ваше внимание, что самостоятельно разработанные нормы должны быть оформлены соответствующим документом и утверждены в учетной политике.