Прежде всего отметим, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Если транспортное средство учитывается в составе особо ценного движимого имущества, то его списание осуществляется после получения согласия уполномоченного органа.
Подготовка и принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества в государственном (муниципальном) учреждении относится к полномочиям постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования.
Имущество, в отношении которого принято решение о списании, списывается из состава основных средств, поскольку не отвечает понятию актива. Пунктом 8 Стандарта «Основные средства» установлено, что объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах. Объекты основных средств, в отношении которых выявлены указанные признаки несоответствия критериям актива, подлежат списанию с балансового учета.
До момента ликвидации (уничтожения, утилизации) это имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п. 335 Инструкции № 157н), а выбытие объекта из состава основных средств в результате прекращения признания объекта в качестве актива отражается в учете на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным (сводным) учетным документом.
Транспортные средства, утратившие потребительские свойства, являются отходами (код 4 83 000 00 00 0 блока 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242). Поэтому обращение с ними требует соблюдения норм Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на классы I–V (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ). Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности может осуществляться лишь лицами, имеющими соответствующую лицензию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Обязательную утилизацию объектов основных средств необходимо производить при условии, что такое имущество содержит в себе драгоценные металлы (камни) и опасные отходы. В транспортном средстве, как правило, присутствуют драгоценные металлы, которые согласно нормам законодательства подлежат обязательному учету. Таким образом, учреждению целесообразно заключить договор со специализированной организацией об оказании услуг по утилизации транспортного средства.
Утилизация выбывшего из эксплуатации имущества осуществляется организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими в случаях, установленных действующим законодательством, лицензию на проведение работ по утилизации имущества. В случае если действующим законодательством не установлено требование об утилизации имущества организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ, утилизация производится организациями, индивидуальными предпринимателями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ.
В результате проведенных мероприятий по списанию (ликвидации, разборке, утилизации) транспортного средства, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, в распоряжении учреждения могут оставаться материальные ценности – отходы (металлолом), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы.
Поскольку право собственности на отходы принадлежит собственнику (ст. 4 Закона № 89-ФЗ), договором следует предусмотреть, возвращается ли организацией-переработчиком учреждению полученный при ликвидации автомобиля металлолом (в т. ч. драгметаллы), либо он остается в распоряжении переработчика. В обоих случаях учреждение оплачивает переработчику стоимость услуг по утилизации. Во втором случае специализированная организация оплачивает учреждению стоимость полученного металлолома (т. е. учреждение реализует металлолом специализированной организации).
Основанием для принятия к бухгалтерскому учету материальных ценностей, полученных при ликвидации основных средств, является Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету. Суммы, уплачиваемые учреждением за доставку данных материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся учреждением на расходы текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости таких материалов (п. 23 Стандарта «Запасы», п. 106 Инструкции № 157н). Неправомерно приходовать металлолом по стоимости, определенной специализированной организацией при его приемке, т. е. по стоимости реализации. Принятие металлолома к учету после того, как он был сдан, в количестве и по стоимости, определенной организацией-приемщиком, может быть расценено контролирующими органами как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета – оформление не имевших места фактов хозяйственной жизни и регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (см., например, постановление Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.06.2022 по делу № 5-2617/2022).
В учете бюджетного учреждения операции по списанию транспортного средства отражаются следующими записями:
1. Дебет 0 104 25 411 (0 104 35 411) Кредит 0 101 25 410 (0 101 35 410) – отражено списание транспортного средства с балансового учета в сумме начисленной амортизации.
2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 25 410 (0 101 35 410) – отражено списание транспортного средства с балансового учета в сумме остаточной стоимости (при ее наличии).
3. Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» – отражено списанное с балансового учета транспортное средство на забалансовом счете 02.
4. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 73Х – отражена кредиторская задолженность перед исполнителем согласно договору об утилизации транспортного средства на основании Акта оказанных услуг.
5. Дебет 0 302 26 83Х Кредит 0 201 11 610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 226) – произведена оплата за оказанные услуги по утилизации транспортного средства.
6. Дебет 2 105 Х6 346 Кредит 2 401 10 172 – оприходован металлолом по текущей оценочной стоимости.
7. Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» – отражено выбытие списанного транспортного средства с забалансового счета 02.
8. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 Х6 446 – передан металлолом на реализацию.
9. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172 – начислен доход от реализации металлолома.
10. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х, с одновременным увеличением забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446) – отражено поступление денежных средств за принятый металлолом.