Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, перечисленных в п.п. 1–4 этой части.
В частности, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. А согласно пп. 16 п. 1 ст. 20 Закона № 161-ФЗ собственник имущества предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок в отношении данного предприятия, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Отсюда следует, что аудиторская проверка бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, необходимость проведения которой определил своим решением собственник имущества такого предприятия, относится к случаям обязательного аудита в силу ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Этот вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в п. 2 письма Минэкономразвития России от 04.04.2011 № Д06-1874.
Способы оформления принятого собственником имущества предприятия решения о проведении обязательной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности законом не регламентированы. С учетом того, что утверждение устава предприятия, внесение в него изменений относятся к полномочиям собственника имущества предприятия (пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона № 161-ФЗ), полагаем, что решение собственника имущества о необходимости аудиторской проверки бухгалтерской отчетности может быть закреплено путем внесения соответствующих положений в устав предприятия.