В законодательстве отсутствует определение понятия «справка о составе семьи». Однако практика сложилась таким образом, что такие справки выдаются по обращению граждан, как правило, уполномоченными органами местного самоуправления. Таким образом, порядок выдачи справок о составе семьи в большинстве случаев регулируется подзаконными нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Нередко возникает вопрос: а обязаны ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справки о составе семьи? По этому вопросу есть интересное мнение Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Считаем целесообразным процитировать его:

«Справка о составе семьи упоминается в федеральном законодательстве, однако нормативными правовыми актами не определены ни ее форма, ни порядок выдачи, ни уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. Лишь в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии – органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

На практике сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и, нередко, параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно-эксплуатационные организации, органы местного самоуправления, в последние годы также многофункциональные центры).

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» различает лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, и органы регистрационного учета. Перечень лиц, ответственных за регистрацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и включает, в частности, должностных лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственных за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственников, самостоятельно осуществляющих управление своими помещениями, или уполномоченных лиц товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственных за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Органы местного самоуправления в настоящее время не относятся ни к органам регистрационного учета, ни к органам, ответственным за регистрацию граждан, и не осуществляют функции по регистрационному учету граждан. Вместе с тем законодательством предусмотрены иные источники поступления информации о регистрации граждан по месту пребывания и жительства граждан в органы местного самоуправления.

Законом № 5242-1 предусмотрено, что информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 3).

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев – по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – места пребывания), вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, даты выдачи документа – главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения по месту своего нахождения.

Кроме того, необходимая для составления справки о составе семьи информация может быть получена как в порядке межведомственного взаимодействия с органами регистрационного учета, так и непосредственно от граждан. В частности, установление факта регистрации по месту жительства возможно на основании домовых книг, хранящихся у собственников соответствующих жилых домов, на основании отметок в паспортах и справок о регистрации по месту временного пребывания, выдаваемых зарегистрированным гражданам. Родственные отношения могут устанавливаться на основании документов, удостоверяющих личность, документов о записях актов гражданского состояния (свидетельств о браке, рождении и т. п.), судебных решений, предъявляемых гражданами, и т. д.

На основании изложенного полагаем, что в настоящее время органы местного самоуправления не обязаны выдавать справки о составе семьи, однако они вправе это делать при наличии у них необходимой информации».

Мы также считаем, что муниципальные образования вправе принимать соответствующие НПА, регулирующие отношения по поводу выдачи справок о составе семьи.

Поскольку справки могут понадобиться гражданам для разных целей, с нашей точки зрения, необходимо указывать это в справках.

При этом «состав семьи» может отличаться в зависимости от того, для каких целей нам необходимо его определить.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Получается, что под составом семьи с точки зрения СК необходимо в первую очередь понимать супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных).

В свою очередь, в ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» дано несколько иное определение понятию семьи (а значит и «состава семьи»): «Семья – лица, связанные родством и(или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство».

Можно привести и другой пример определения состава семьи. В соответствии с п. 18 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761) в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:

а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 69 ЖК РФ;

б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 ЖК РФ;

в) членами семьи иных граждан, указанных в п. 3 вышеуказанных Правил, в соответствии со ст. 2 СК РФ.

Если же справка о составе семьи предоставляется гражданину в целях его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договору социального найма, а также в иных случаях, когда возникают жилищные правоотношения, необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 31 ЖК РФ («К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи»), а также ч. 1 ст. 69 ЖК РФ («К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке»).

Подведем итог. Если в Вашем муниципальном образовании предусмотрена возможность выдачи органами местного самоуправления справок о составе семьи, определяйте этот состав семьи исходя из целей предоставления справки, о чем делайте в самой справке соответствующее указание. Например: «Справка выдана в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».