В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Частью 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В связи с этим следует иметь в виду, что в силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт обязательно включаются, в частности, условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) и о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Соответственно, эти условия следует считать существенными.
Таким образом, условия о сроках исполнения обязательств, в том числе о порядке и сроках приемки, а также о порядке и сроках оплаты товара, являются существенными и могут быть изменены только в случаях, установленных законом.
Согласно ст. 311 ГК РФ кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства. При этом делимость предмета обязательства сама по себе не создает обязанности кредитора принять исполнение по частям (см. п. 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»).
Таким образом, при отсутствии в контракте условия о его поэтапном исполнении заказчик вправе не принимать от поставщика часть товара, а поставщик не вправе настаивать на такой приемке (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2022 г. № Ф01-7840/21 по делу № А11-12918/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г. № 09АП-30845/22 по делу № А40-11568/2022, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июля 2021 г. № Ф03-3065/21 по делу № А51-16377/2020).
Отметим, что формулировка нормы ст. 311 ГК РФ предполагает и обратное: кредитор вправе принять исполнение обязательства по частям по своему усмотрению. То есть формально заказчик вправе принимать исполнение обязательств частями, оформляя соответствующие документы. Это не является нарушением требований Закона № 44-ФЗ.
Изложенное подтверждает позиция Минфина России (см. письмо от 12 мая 2022 г. № 24-06-06/43240), согласно которой оформление нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта не противоречит положениям п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ при условии осуществления оплаты по результатам исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, по отдельному этапу исполнения контракта, в рамках которого были оформлены такие документы о приемке.
При этом необходимо учитывать, что по общему правилу оформленный с использованием ЕИС и подписанный заказчиком документ о приемке является основанием для оплаты (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В письме Федерального казначейства от 19.11.2021 № 07-04-05/14-28375 указано, что документ о приемке в электронной форме является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства, а установленные ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сроки оплаты работ исчисляются именно с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.