Организации бюджетной сферы при получении объекта основных средств в виде подарка или пожертвования необходимо соблюдать нормы главы 32 «Дарение» ГК РФ.
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В общем случае дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно (п. 1 ст. 574 ГК РФ). В письменной форме должен быть совершен договор дарения движимого имущества в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб. (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Целью договора дарения является намерение одарить другую сторону без какого-либо встречного предоставления.
В качестве особого вида договора дарения Гражданский кодекс РФ рассматривает пожертвование.
Пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Главное отличие пожертвования от договора дарения – направленность воли сторон на достижение какой-либо общественно полезной цели в результате этого пожертвования.
В договоре пожертвования указываются безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество, оговаривается использование этого имущества по определенному назначению. Организация бюджетной сферы, принимающая пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
При этом п. 1 ст. 582 ГК РФ установлен исчерпывающий круг лиц, в пользу которых могут делаться пожертвования. К таким лицам отнесены, в частности, лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и образовательные организации, фонды, музеи и другие учреждения культуры. Запрета на осуществление пожертвований в пользу таких лиц со стороны физических лиц в ГК РФ не содержится.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Вместе с тем организации бюджетной сферы перед принятием имущества в дар следует оценить возможные риски. Так, если имущество требует затрат на его последующее содержание, то учреждению необходимо проверить наличие соответствующих средств на его содержание, предусмотренных в смете или плане финансово-хозяйственной деятельности. Если таких средств у организации бюджетной сферы нет, она вправе в любое время до передачи дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым (п. 1 ст. 573 ГК РФ).
Все материальные ценности, поступившие организации бюджетной сферы в качестве дара (пожертвования), с учетом положений ст. 296 ГК РФ закрепляются за учреждением на праве оперативного управления.
Таким образом, стороны должны заключить договор пожертвования и подписать акт приема-передачи дара с указанием в нем стоимости подарка.
Объекты основных средств принимаются к балансовому учету по их первоначальной стоимости (п. 14 Стандарта «Основные средства, п. 23 Инструкции № 157н).
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их справедливая стоимость на дату приобретения (п. 22 Стандарта «Основные средства», п. 25 Инструкции № 157н). Если справедливая стоимость по каким-либо причинам недоступна, актив отражается в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю (п. 23 Стандарта «Основные средства»). Методы определения справедливой стоимости установлены п. 54 Стандарта «Концептуальные основы...».
Принятие к учету безвозмездно полученных объектов основных средств по справедливой стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления» (п. 7 Инструкции № 162н, п. 9, 150 Инструкции № 174н).
При отнесении имущества, поступившего в виде подарка (пожертвования), к определенной категории – особо ценное или иное – бюджетным (автономным) учреждениям следует руководствоваться критериями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Принятие к учету объектов основных средств, полученных бюджетным (автономным) учреждением в виде дара, пожертвования осуществляется в рамках приносящей доход деятельности по дебету счета 2 101 00 000 в корреспонденции со счетом 2 401 10 19Х «Доходы текущего года от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления», 2 401 40 19Х «Доходы будущих периодов от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления» (п. 150 Инструкции № 174н).
Вместе с тем, несмотря на то что положения Инструкции № 174н допускают принятие к учету нефинансовых активов, полученных в качестве благотворительных пожертвований, исключительно в рамках приносящей доход деятельности (по КФО 2), на практике возникает ряд ситуаций, когда оприходование основных средств на КФО 2 будет не вполне корректным или даже невозможным. Закон позволяет оговорить цель использования пожертвования. Поэтому, если благотворитель определил в договоре пожертвования, что передает имущество для выполнения государственного или муниципального задания, то возникает основание полагать, что при выборе КФО для учета передаваемого благотворителем имущества ориентиром должен стать не характер договора, а цели, на которые дано пожертвование.
Таким образом, если при передаче основных средств жертвователь определил прямое их использование для выполнения задания, то указанные объекты пожертвования следует отражать обособленно на соответствующих счетах аналитического учета счета 4 101 00 000 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 4 401 Х0 19Х «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».
В данной ситуации следует применять КОСГУ 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».
Обратите внимание: поскольку в Инструкции № 174н соответствующих бухгалтерских записей нет, их нужно предусмотреть в учетной политике после соответствующего согласования.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 9 Стандарта «Основные средства», п. 45 Инструкции № 157н).
Срок полезного использования объекта основных средств, полученного в виде подарка (пожертвования), устанавливается организацией бюджетной сферы в порядке, определенном п. 35 Стандарта «Основные средства» и п. 44 Инструкции № 157н.