Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, – соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Подготовка и принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества в государственном (муниципальном) учреждении относится к полномочиям постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования.
Положение о постоянно действующей комиссии, создаваемой в учреждении в целях подготовки и принятия решения о списании имущества, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения (п. 34 Инструкции № 157н).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Списание объектов основных средств включает в себя следующие общие мероприятия:
1) определение технического состояния каждой единицы основных средств;
2) оформление необходимой документации;
3) получение разрешения на списание;
4) демонтаж, разборка;
5) утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации;
6) списание объекта с учета учреждения.
Первоначальное заключение о техническом состоянии объекта основных средств дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию основных средств при условии, что квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации.
При отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных учредителю. В случае если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждением заключается соответствующий договор.
Выбытие объектов основных средств при принятии решения об их выбытии по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (в сумме начисленной амортизации), счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в сумме остаточной стоимости) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (п. 10 Инструкции № 162н).
Выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) учитывается за балансом на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п.п. 35, 335 Инструкции № 157н, абз. 6 п. 10 Инструкции № 162н).
Прямо ни одна из инструкций по ведению бюджетного учета не предусматривает проведения обязательной процедуры утилизации любого пришедшего в негодность муниципального имущества.
По нашему мнению, на необходимость проведения мероприятий по утилизации объектов необходимо указывать в Акте о списании имущества. Иными словами, если в Акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано, то наличие в учреждении документов, подтверждающих проведение утилизации, обязательно. Такими документами могут являться:
- акт об утилизации имущества;
- акт о передаче имущества на утилизацию как приложение к договору утилизации со специализированной организацией.