Мнения судов по этому вопросу разделились. На практике при установлении факта неоднократного нарушения сроков внесения изменений в бюджетную смету судьи штрафуют виновное должностное лицо как за одно правонарушение, так и за каждый отдельный факт. Отсюда следует вывод, что единой правовой позиции по этому вопросу нет. Исходя из Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений срок, в течение которого должна быть утверждена смета, составляет 10 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, образуют такие действия как:
- опоздание с утверждением изменений;
- их преждевременное внесение до фактического получения лимитов.
Сумма штрафа по указанному виду правонарушения варьируется от 10 тыс. до 30 тыс. руб. По какому критерию квалифицировать несколько фактов нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, помогут понять конкретные примеры из судебной практики.
В рамках одного из дел департамент трижды в течение года при доведении дополнительных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) нарушал срок внесения изменений в смету, скорректировав показатели ранее доведения соответствующих лимитов. Орган финконтроля квалифицировал эти деяния единым составом правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ. Суды согласились с этой позицией и назначили штраф в размере 10 тыс. руб.
Вот другой похожий пример. Так, сельсовет утвердил свою смету ранее фактического поступления ЛБО, а уже потом при доведении дополнительных бюджетных назначений с нарушением установленного 10-дневного срока внес соответствующие изменения в смету. В этом случае главу сельсовета также привлекли к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.
В третьем случае правонарушителям повезло меньше. Так, Казначейство при установлении факта нескольких случаев корректировки бюджетной сметы за рамками 10-дневного срока разграничило каждый факт просрочки как отдельное правонарушение. За каждый из фактов нарушения сроков был составлен отдельный протокол об административном правонарушении. Суды первой и апелляционной инстанций полностью поддержали проверяющих и назначили штраф за каждое нарушение отдельно. В частности:
- Решение Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 12.08.2021 по делу № 12-157/2021;
- Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 23.08.2021 по делу № 12-88/2021;
- Решения Астраханского областного суда от 03.09.2021 по делу № 21-518/2021 и 21-560/2021.