Следует отметить, что средства, выделяемые из бюджета по подразделу 0409, тщательно контролируются и имеют четко установленные направления расходования, определенные порядком применения КБК № 82н, а также предшествующими его версиями, действовавшими в период с 2013 по 2022 год.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ лица, допускающие нарушения применения поименованного КБК, подлежат административному наказанию в виде штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или лишения права занимать определенные должности на срок от одного года до трех лет.
Становится ясно, что суды не признают нарушения такого рода малозначительными, поскольку нарушение санкционированного государством порядка расходования средств бюджета влечет нарушение государственной финансовой дисциплины, единой бюджетной политики и наносит вред интересам государства. Вместе с тем, если виновное лицо признает свою вину, раскается в содеянном и выяснится, что оно находится в тяжелом материальном положении, суды могут учесть эти обстоятельства и назначить штраф в минимальном размере, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ. Вот краткий экскурс по судебной практике:
Суть нарушения, важные детали
|
Судебное решение
|
Приобретение уличных гирлянд и новогодней уличной атрибутики для размещения у дорог общего пользования
Такие расходы должны оплачиваться по подразделу 0503 «Благоустройство»
|
Постановление Феодосийского горсуда Республики Крым от 27.11.2023 по делу № 5-302/2023
|
Вырубка кустов в местах, не прилегающих к автодорогам
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог предусматривает вырубку деревьев и кустарника в составе работ по содержанию дорог и относит их к работам по озеленению. Но в данном случае вырубка производилась на территории бывшего детского сада и у администрации поселения
|
Постановление Первого КСОЮ от 08.12.2021 по делу № 16-7693/2021
|
Приобретение хозяйственных товаров для ремонта сельского Дома культуры
|
Постановление мирового судьи с/у № 1 Кошехабльского района Республики Адыгея от 28.09.2022 № 3-492/22
|
Средства, предусмотренные бюджетной сметой КУ по подразделу 0409 на ремонт и содержание дорог сельского поселения, направлены:
а) на оплату работ/услуг, которые фактически не были выполнены/оказаны (выявлены факты заключения разных контрактов на одни и те же работы; при сверке путевых листов спецтехники по контрактам установлено дублирование в актах выполненных работ);
б) на оплату работ, связанных с благоустройством территории, не относящихся к расходам по обеспечению дорожной деятельности и подлежащих оплате за счет муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды»
|
Постановление Каневского райсуда Краснодарского края от 19.10.2023 по делу № 5-568/2023
|
Предусмотренные в местном бюджете по подразделу 0409 средства на проведение профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасности дорожного движения фактически направлены на приобретение сувенирной продукции
|
Постановление Советского райсуда Кировской области от 15.06.2023 по делу № 5-3/33/2023
|
Средства, выделенные по подразделу 0409 на строительство объектов транспортной инфраструктуры, фактически направлены на оплату работ по устройству ливневой канализации за пределами участка, выделенного под строительство, и на строительство очистных сооружений, не относящихся к объектам транспортной инфраструктуры.
Учреждение пыталось оспорить в суде штраф за нецелевое использование средств федеральной субсидии (без малого 400 тыс. руб.), но суд лишь счел возможным в два раза уменьшить его размер
|
Решение АС Кировской области от 09.12.2022 по делу № А28-11339/2022
|
За счет бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда средства были направлены на оплату работ по ремонту подвесных пешеходных мостов в поселениях и приобретение материалов для этого ремонта.
Ревизоры оштрафовали главу поселения за «нецелевку». Судьи двух инстанций согласились с наказанием: отремонтированные подвесные пешеходные мосты не являются объектами транспортной инфраструктуры и, соответственно, не могут быть отнесены к искусственным дорожным сооружениям автомобильной дороги, поэтому их ремонт и содержание не могут производиться за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда. Но кассационный суд не согласился с таким подходом, отменил штраф и отправил дело на новое рассмотрение (постановление Четвертого КСОЮ от 03.10.2022 по делу № П16-3110/2022[16-7917/2021]).
На новом этапе разбирательства суд пришел к выводу, что в данном случае подвесные мосты – единственные сооружения для прохода пешеходов, проезда мото- и велотехники по пути к магазинам, остановкам общественного транспорта, социальным объектам, а также для прогона животных, в связи с чем признаются искусственными дорожными сооружениями. Расходы по подразделу 0409, связанные с ремонтом мостов, признаны целевыми, должностное лицо освобождено от штрафа
|
Постановление Апшеронского райсуда Краснодарского края от 28.12.2022 по делу № 5-1141/2022
|
Средства муниципального дорожного фонда направлены:
а) на оплату расходов по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта – гидротехнических сооружений;
б) на иные нужды муниципального образования:
- на приобретение насосных агрегаторов для подачи воды;
- на оплату работ/услуг по капремонту водопровода, трубопровода;
- на приобретение трактора;
- на реконструкцию уличного освещения.
Гидротехнические сооружения с сетью дорог не связаны, расходы по страхованию последствий аварий на них относятся к подразделу 0406 «Водное хозяйство». Все перечисленные расходы признаны нецелевыми
|
Постановление Тамалинского райсуда Пензенской области от 04.03.2022 по делу № 5-19/2022
|
Средства МБТ по подразделу 0409 направлены:
а) на ремонт двигателя трактора;
б) на приобретение материальных запасов (запчасти к автотракторной и сельхозтехнике, автомасла и спецжидкости, металлопрокат и др.)
|
Постановление мирового судьи с/у № 2 Майминского района Республики Алтай от 29.09.09.2021 № 5-687/21
|