Разработан законопроект, предполагающий дополнение перечня случаев проведения закупки у единственного поставщика закупкой высокотехнологичной гражданской продукции у предприятий из реестра оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) на период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2022 года.
Как отмечается инициаторами законопроекта, основной его целью является создание дополнительных возможностей для ускорения диверсификации предприятий ОПК, закон направлен на расширение возможности для закупок у российских производителей.
В пояснительной записке к документу сообщается, что ОПК в рамках осуществления мероприятий по диверсификации не сможет в краткосрочной перспективе осуществить переход на выпуск гражданской продукции и нуждается в поддержке. Закон о контрактной системе не обязывает госзаказчика закупать гражданскую продукцию у оборонных предприятий. Также отмечается, что поправки не предполагают введение запрета на закупку зарубежных товаров (за исключением тех, на которые уже распространяется запрет в соответствии с другими законодательными актами).
Введение таких поправок в Закон № 44-ФЗ поддерживает и Минпромторг, указывая на то, что установление механизмов, предусмотренных законопроектом, позволит создать стимулы для интенсификации выпуска продукции гражданского назначения. Кроме того, отмечается, что возможность осуществления закупок товаров у организаций ОПК без проведения конкурентных процедур будет способствовать более четкому планированию такими предприятиями процесса производства гражданской продукции, а также выделению финансирования на обеспечение научно-технического задела и создаст долговременный механизм развития российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках.
Однако законопроект поддержали не все ведомства, среди которых ФАС России. Так, замглавы ведомства сообщил, что остается неясным, почему одни отечественные предприятия должны иметь приоритет по закупкам в ущерб другим отечественным предприятиям. Также отмечается, что вопрос вызывает стоимость и качество продукции, закупаемой без конкурентных процедур.
Экспертами отмечается, что в случае принятия указанных поправок возможности остальных участников закупок будут существенно ограничены, если речь идет о гражданской продукции, которая широко распространена на рынке. Некоторые компании, для которых возможность продажи определенных товаров связана с тендерами, автоматически лишатся выхода на рынок. Такой подход противоречит принципам контрактной системы, которые сводятся к тому, чтобы развивать конкуренцию, расширять возможности доступа участников рынка.