Перечень указанных разъяснений – это в первую очередь помощь для бухгалтера бюджетной сферы. Рассмотрим основные моменты:
1. Письмо Минфина России от 19.08.2021 № 09-10-07/66972.
В соглашении о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта РФ субсидии в целях софинансирования работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства госсобственности субъектов РФ должно быть предусмотрено обязательство региона об установлении в госконтракте на строительство авансовых платежей в размере, не превышающем 30 % суммы контракта. Действие этой нормы приостановлено до 31 декабря 2021 года. Минфин России полагает, что оплата авансовых платежей по госконтрактам, заключенным в 2020 году, должна осуществляться в строгом соответствии с условиями этих контрактов.
2. Письмо Минфина России от 16.06.2021 № 02-07-10/47130.
Признание в учете объектов прав пользования нематериальными активами в виде неисключительных прав, расходы по которым до 01.01.2021 относились на финансовый результат текущего периода, в связи с вступлением в силу Стандарта «Нематериальные активы» отражается в межотчетный период по аналогии с вновь выявленными (ранее не признанными в учете) объектами прав пользования НМА: Дебет 0 111 61 000 (по группе объектов с неопределенным сроком полезного использования) – Кредит 0 401 30 000. Объекты учета, подлежащие отражению согласно Стандарту «Нематериальные активы» в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе нематериальных активов и/или отраженные на забалансовом счете 01, признаются в составе НМА по их справедливой стоимости (стоимости на дату приобретения). Приобретенные до 01.01.2021 объекты неисключительных прав с неопределенным сроком их использования на эту дату должны были числиться на забалансовом счете 01. Если этого не было сделано, то в 2021 году следует исправить ошибку. Информация об отражении (корректировке) данных по забалансовому счету 01 в части неисключительных прав на программный комплекс подлежит отражению в разделе 3 «Изменения по забалансовым счетам» Сведений (ф. 0503173, 0503773):
а) в графе 6 (код причины изменений вступительного баланса «02»):
- изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в отрицательном значении;
б) в графе 7 (код причины изменений вступительного баланса «03»):
- исправление ошибок прошлых лет в положительном значении (на сумму увеличения).
3. Письмо Минфина России от 01.06.2021 № 02-09-10/42367.
Государственный / муниципальный финансовый контроль (ГМФК). Установлено несколько видов:
- внешний и внутренний;
- предварительный и последующий.
Итак, разберем по позициям:
а) внешний ГМФК – это контрольная деятельность Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;
б) внутренний ГМФК – это контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного / муниципального финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций.
Согласно положениям БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Казначейство и финансовые органы при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с указанным порядком контроль:
- за непревышением бюджетных обязательств над соответствующими ЛБО или бюджетными ассигнованиями, доведенными до ПБС, а также за соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;
- за соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;
- за соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;
- за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.
Кроме того, в части исполнения федерального бюджета в предусмотренных случаях Казначейство осуществляет казначейское сопровождение средств.
Одновременно с этим Минфином России совместно с Федеральным казначейством и иными федеральными органами исполнительной власти создана и продолжает развиваться ГИИС «Электронный бюджет», предназначенная для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
4. Письмо Минфина России от 27.05.2021 № 02-05-11/41312.
Согласно требованиям Порядка № 85н в расходы 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» необходимо включать расходы на выдачу сотруднику, работа которого носит разъездной характер, под отчет денежных средств для приобретения в служебных целях проездных документов на общественный транспорт.
5. Письмо Минфина России от 26.05.2021 № 02-06-10/44098.
Признание по методу начисления показателей финансового результата – доходов текущего финансового года по предоставленным субсидиям автономным и бюджетным учреждениям осуществляется на основании информации о выполнении условий предоставления субсидий, оформленной документально Извещением (ф. 0504805) или отчетом о выполнении условий предоставления субсидии.
Информация о выполнении условий предоставления субсидии на выполнение государственного / муниципального задания оформляется Отчетом о его выполнении. Указанный отчет учреждение представляет своему учредителю в сроки, позволяющие своевременно составить и представить бухгалтерскую отчетность по факту выверки соответствия взаимосвязанных показателей по операциям учреждения и его учредителя.
Если орган-учредитель установил срок представления предварительного отчета о выполнении задания за соответствующий финансовый год (например, до 15 декабря) и отчета о выполнении задания по итогам отчетного года (например, 15 января), то операции по закрытию расчетов по предоставленной субсидии на задание по завершении финансового года учреждению, по мнению Минфина России, корректнее отражать на основании годового Отчета, формируемого на 15 января.
Если по годовому Отчету задание выполнено не в полном объеме и в соответствии с правилами предоставления субсидий учреждению необходимо вернуть часть средств в бюджет, завершение расчетов по предоставленной субсидии осуществляется при определении суммы восстанавливаемых средств. Если же задание выполнено, то завершение расчетов по предоставленной субсидии отражается в отчетном году (операциями событий после отчетной даты) следующими корреспонденциями:
У органа-учредителя
|
У учреждения
|
Дебет 1 401 20 241 Кредит 1 302 41 732
|
Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131
|
Дебет 1 302 41 832 Кредит 1 206 41 562
|
Бухгалтерские записи по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки и отражаются бухгалтерскими записями в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям:
У органа-учредителя
|
У учреждения
|
Дебет 1 205 36 562 Кредит 1 401 10 136
|
Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 731
|
6. Письмо Минфина России от 14.05.2021 № 02-07-10/37002.
Региональным / муниципальным нормативно-правовым актом может быть предусмотрено, что приобретенные жилые помещения, признанные аварийными и подлежащие сносу, включаются в состав муниципальной казны.
В случае регистрации в отношении объектов недвижимости права собственности субъекта РФ / муниципального образования и до момента регистрации права оперативного управления и закрепления за правообладателем объекты недвижимости подлежат учету на счете бухгалтерского учета 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».
Расходы по выплатам выкупной стоимости следует относить на счет 0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны».
Земельные участки, на которых расположены выкупаемые под снос строения, поступающие в государственную / муниципальную казну, следует учитывать на счете 0108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» по их кадастровой стоимости.
7. Письмо Минфина России от 13.05.2021 № 02-05-10/37646.
Расходы на содержание главы муниципального образования следует отражать по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования». Эта позиция предусмотрена Порядком № 85н. В случае если командирование главы муниципального образования осуществляется в целях и в рамках реализации возложенных на него функций, Минфин России полагает, что расходы, связанные с его командированием (суточные, проживание, проезд), следует отражать по вышеуказанному подразделу.