Рассмотрим дело № 2-37/2025, рассмотренное Красногвардейским райсудом Оренбургской области 19 февраля 2025 года.

Согласно трудовому договору, заключенному между министерством-учредителем и директором подведомственного учреждения, последнему полагались премии, финансируемые, в том числе, за счет доходов от коммерческой деятельности. Размер и возможность выплаты премии зависели от выполнения ключевых показателей эффективности учреждения и самого руководителя. Коллективный договор предусматривал, что решение о премировании директора принимается трудовым коллективом, а размер премии не должен превышать пяти окладов.

В 2022 году учредитель, оценив работу директора, издал приказ о премировании в размере одного оклада. Однако директор, опираясь на протокол собрания трудового коллектива, издал свой приказ о выплате себе премии в размере пяти окладов за счет внебюджетных средств.

Ситуация повторилась и в следующем году: учредитель снизил размер годовой премии директору до 70 % от оклада из-за выявленных недостатков, а директор в тот же день, на основании решения трудового коллектива, вновь назначил себе максимальную премию в пять окладов из доходов учреждения.

Прокуратура увидела в действиях директора конфликт интересов. Премия должна выплачиваться за достижение определенных результатов, а директор подписал приказы до оценки эффективности работы учреждения, да еще и при наличии претензий со стороны учредителя. Это стало основанием для утраты доверия и последующего увольнения.

Директор утверждал, что конфликта интересов нет, так как премии выплачивались из доходов учреждения и он не обязан был согласовывать эти выплаты с учредителем. К тому же на момент издания приказов госзадание было выполнено.

Суд счел эти доводы неубедительными. Несмотря на финансирование из средств учреждения, условия премирования устанавливает учредитель. Директор вправе премировать подчиненных, но не самого себя, так как это создает конфликт интересов. Он обязан избегать таких ситуаций и соблюдать антикоррупционное законодательство.