Спор между юрлицом и региональным отделением Фонда пенсионного и социального страхования (Фонд) возник ввиду отказа последним установить хозяйствующему субъекту скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 40 %.

Забегая вперед, скажем, что суд требования заявителя удовлетворил, решением Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2023 по делу № А09-11410/2022 приказ Фонда признан недействительным, и его обязали предоставить поименованную выше скидку.

Фонд, не согласившись с таким решением, пошел в суд вышестоящей инстанции. Но и там ему указали на неправомерный отказ в установлении скидки (постановление Двадцатого ААС от 12.05.2023 № 20АП-2092/23).

Суды исходили из того, что если соблюден ряд условий, установленных законодательством для предоставления такой скидки, то отказывать заявителю нельзя. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п. 1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ). А вот при расчете размера указанной скидки или надбавки учитываются итоги работы страхователя за три года, и устанавливается он страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты СОУТ, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 % страхового тарифа, установленного страхователю. Исключение – наступление страхового случая со смертельным исходом, то есть в этом случае скидка не устанавливается.

Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524 (Правила), предусмотрено следующее.

Согласно п. 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

- количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;

- количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Пунктом 6 Правил установлено, что скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в п. 3 указанных Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. При этом надбавка также устанавливается в случае наличия у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц. При этом значения основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 01 июня текущего года.

Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:

- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;

- отсутствие у страхователя на день подачи заявления выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и(или) начисленных пеней и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.

Одним из условий для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является именно фактическое осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации.

Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Методика).

Пунктом 2 Методики предусмотрено, что скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 % установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 01 января текущего календарного года.

Из буквального содержания Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам усматривается, что скидка должна устанавливаться по заявлению страхователя при выполнении приведенных условий.

С учетом того, что по результатам расчетов показатель был равен 0, так же, как и аналогичный показатель вида экономической деятельности был равен 0, и остальные показатели страхователя были меньше аналогичных значений по основному виду экономической деятельности, правовых оснований у Фонда для отказа в предоставлении скидки не имелось.

Суд указал, что получение скидки не может быть поставлено на усмотрение какого-либо должностного лица госоргана. Моментом истины является сам факт того, что страхователь подпадает под условия предоставления скидки, соответственно ее обязаны предоставить.