В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильная дорога относится к линейным объектам (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 10 ст. 1 ГрК РФ установлено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и(или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
В настоящее время в практике нет единообразного применения правовых норм, касающихся оформления права собственности на грунтовые дороги. Если грунтовая дорога имеет характеристики самостоятельного объекта недвижимости, то право собственности на нее может быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В ином случае, в том числе если грунтовая дорога признается улучшением земельного участка, право собственности зарегистрировано не будет.
Из правовых позиций, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.12.2008 № 9626/08, по применению положений ст. 130 ГК РФ усматривается, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов, имеющихся в материалах дела.
Основными признаками недвижимости в силу действующего законодательства являются: во-первых, прочная связь с землей; во-вторых, невозможность перемещения соответствующего объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
В отдельных случаях суды принимают решение о принадлежности грунтовой дороги к объектам недвижимости (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2017 г. № Ф02-6247/17 по делу № А33-28571/2016).
Например, технический план с заключением кадастрового инженера может свидетельствовать о том, что дорога устроена на уплотненном грунтовом основании в виде насыпи и выемок. На земляном полотне создана дорожная одежда с переходным типом покрытия. В состав автомобильной дороги входят искусственные дорожные сооружения: круглая железобетонная безоголовочная труба; деревянный мост. На автодороге расположены дорожные знаки, сама дорога оснащена элементами благоустройства.
В таком случае суды приходят к мнению, исходя из обстоятельств создания дороги, ее назначения, объективных технических характеристик, что объект не может быть перемещен без несоразмерного ущерба его назначению. Деревянный мост как часть дороги и дорожная одежда не могут быть перемещены без разрушения.
В других случаях суды отказывают в признании грунтовой дороги самостоятельным объектом недвижимости (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2016 г. № Ф04-4458/16 по делу № А27-13979/2015).
Например, суды, давая оценку тому, является ли спорное имущество недвижимым с учетом обстоятельств, связанных с его созданием и назначением, основывались на положениях п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 10 ст. 1 ГрК РФ, принимали во внимание отсутствие в материалах дела доказательств предоставления земельного участка, на котором расположена дорога, лицу для строительства капитального объекта, в связи с чем приходили к выводу о том, что спорное сооружение не может признаваться недвижимой вещью, поскольку таковой не является.
Учитывая, что право собственности на сооружение – дорогу, как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости, суды приходили к выводам о том, что основания для регистрации права собственности на дорогу отсутствуют.