В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления вправе отчуждать муниципальное имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Закона № 131-ФЗ).

Находящееся в муниципальной собственности имущество наряду со средствами местных бюджетов и имущественными правами муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 Закона № 131-ФЗ). При этом доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся к собственным доходам местных бюджетов (п. 6 ч. 1 ст. 55 Закона № 131-ФЗ).

На основании абз. 3 ст. 62 БК РФ средства от продажи муниципального имущества подлежат зачислению в доход местного бюджета и могут быть израсходованы на любые цели в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Согласно требованиям Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 «Нефинансовые активы имущества казны».

Согласно п. 29 Инструкции № 157н при выбытии объектов из имущественной казны списанию подлежит их стоимость, а также (в случае наличия) сумма амортизации, начисленная на дату включения имущества в состав казны.

Положениями Инструкций № 157н и № 162н установлен порядок отражения выбытия имущества казны при внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передаче, при передаче наднациональным организациям, правительствам иностранных государств и международным организациям, а вот корреспонденция счетов по списанию такого имущества в результате его реализации отсутствует.

По нашему мнению, операции по выбытию имущества казны можно отразить в учете по аналогии с реализацией объектов основных средств: по дебету счетов 1 104 50 000 «Амортизация имущества в составе имущества казны», 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в части остаточной стоимости) и кредиту счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Основанием для формирования операции по выбытию имущества казны могут служить результаты торгов (протокол подведения итогов, распорядительный акт исполнительного органа местного самоуправления и т. п.).

Начисление дохода от реализации имущества казны осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями п.п. 78, 120 Инструкции № 162н.

Финансовый результат от реализации имущества казны в конце финансового года подлежит отнесению на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 401 30) (п. 297 Инструкции № 157н) в порядке, установленном п. 122 Инструкции № 162н.

С учетом изложенного в бюджетном учете органа местного самоуправления может быть оформлена следующая корреспонденция:

Дебет гКБК 1 104 50 410 Кредит гКБК 1 108 50 410 – списана начисленная амортизация по реализуемому имуществу казны;

Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит гКБК 1 108 50 410 – списана остаточная стоимость имущества казны;

Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 730 – приняты расходы по оценке реализуемого имущества казны;

Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 401 20 226 – отнесены расходы по оценке здания на уменьшение доходов;

Дебет КДБ 1 205 71 560 Кредит КДБ 1 401 10 172 – начислен доход на сумму договорной стоимости реализуемого имущества казны;

Дебет гКБК 1 401 30 000 Кредит КДБ 1 401 10 172 – определен финансовый результат текущего финансового года по операции реализации имущества казны.

Обратите внимание: орган местного самоуправления вправе по согласованию с органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств разработать необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов и закрепить ее в учетной политике (п. 2 Инструкции № 162н).

Пунктом 36 Инструкции № 157н установлено жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. Указанное правило распространяется в том числе и на имущество, учитываемое в составе муниципальной казны на балансовом счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны».

Соответственно, в учете уполномоченного органа дата отражения операции по выбытию из состава имущества казны объекта недвижимого имущества должна совпадать с датой регистрации права собственности за лицом, которому передано имущество.

НДС

Не являются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ имущества казны, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 31.10.2014 № 03-07-11/55204).

Во всех остальных случаях операции по реализации имущества казны подлежат обложению НДС (письмо Минфина России от 24.08.2016 № 03-07-11/49543). Налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога, а НДС уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами – покупателями муниципального имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом в ситуации, когда покупателем имущества казны выступает физическое лицо, не являющееся ИП, порядок исчисления и уплаты НДС положениями гл. 21 НК РФ не урегулирован.

Специалисты уполномоченных органов, рассматривая вопрос об уплате НДС при реализации физическим лицам имущества, составляющего казну публично-правового образования, приходят к выводу, что перечисление налога в бюджет, исчисленного при реализации на территории РФ имущества, возлагается непосредственно на органы власти (местного самоуправления), осуществляющие операции по реализации имущества (письма Минфина России от 07.11.2017 № 03-07-11/72951, от 21.12.2016 № 03-07-14/76518).

Налог на прибыль

Если доходы получены от продажи (передачи) имущества казны, т. е. имущества, в отношении которого орган местного самоуправления осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает (письма Минфина России от 02.12.2016 № 03-03-05/71652, от 27.08.2015 № 03-03-05/49365). Не уплачивается налог на прибыль и при реализации высвобождаемого в установленном законодательством порядке имущества (письма Минфина России от 03.08.2015 № 03-03-05/44582, от 12.05.2014 № 03-03-06/4/22087).