В соответствии со ст. 179.4 БК РФ дорожный фонд – это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения (пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

На протяжении нескольких лет специалисты финансового ведомства указывают на необходимость расходования средств дорожных фондов строго в соответствии с установленными БК РФ целями создания дорожных фондов (письма Минфина России от 29.08.2014 № 02-03-11/43286, от 06.03.2013 № 02-03-10/6762, от 02.07.2012 № 02-03-10/2481).

При принятии решения о возможности осуществления конкретных расходов за счет средств дорожных фондов необходимо руководствоваться положениями:

- Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация);

- нормативного правового акта, определяющего в соответствии с положениями ст. 179.4 БК РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда соответствующего публично-правового образования.

Согласно ч. 8 ст. 98 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды с размерами таких площадок не менее 12 х 12 м необходимо в отношении территорий производственных объектов.

К сожалению, в рамках настоящей консультации мы не можем оценить, относятся ли такие площадки и подъезды к автомобильным дорогам или нет; применяются ли к ним положения Закона № 257-ФЗ или нет. По этому поводу рекомендуем ознакомиться с судебным решением от 17 февраля 2016 г. № 12-110/2015 12-8/2016 по делу № 12-110/2015 (заявитель, ссылаясь на СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги», настаивал на том, что требуемые площадки и подъезды автомобильной дорогой не являются).

По нашему мнению, подъезд к источникам противопожарного водоснабжения может являться дорогой. Однако найти судебную практику, подтверждающую сказанное, нам не удалось.

Отсутствие прямого указания в Классификации на возможность использования средств дорожного фонда на обустройство подъезда к источникам противопожарного водоснабжения может привести к спору с контролирующими органами. Как следствие – перенаправление расходов на противопожарную безопасность. Напомним, такие расходы осуществляются за счет подраздела 0310 «Обеспечение пожарной безопасности» классификации расходов бюджетов.

Наличия подобных расходов только в нормативно-правовом акте, определяющем в соответствии с положениями ст. 179.4 БК РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда соответствующего публично-правового образования, по мнению финансовых органов, недостаточно.