Сразу отметим, что молодняк всех видов животных относится к материальным запасам, поэтому их надо учитывать на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы» (п. 99 Инструкции № 157н). Аналитический учет их ведут в Книге учета животных (ф. 0504039) по видам и возрастным группам. Такой учет обеспечивает возможность получения сведений о поступлении и выбытии, поголовье и живом весе, привесе, приросте животных и пр. (приложение 5 к Приказу Минфина РФ от 15.12.2010 г. № 173н).
Что касается взрослых животных, относящихся к рабочему (продуктивному, племенному) скоту, порядок их учета Инструкцией № 157н не определен.
Тем не менее, взрослые животные учитываются как основные средства, и вот почему. Общие критерии отнесения объектов к основным средствам поименованы в п. 38 Инструкции № 157н, и основной из них — срок полезного использования, который должен быть больше 12 месяцев. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, животные включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не предусматривает возможности учета животных в составе муниципальной казны.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона № 131-ФЗ — является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, кроме всего прочего, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, орган власти (местного самоуправления) может приобретать объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа власти (местного самоуправления);
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом власти (местного самоуправления) от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же «автоматически» поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение:
— о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией (в том числе за местной администрацией) на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны);
— об отчуждении имущества.
Соответствующее решение уполномоченного органа местного самоуправления (иного уполномоченного лица) оформляется в установленном порядке (смотрите, в частности, ст. 43 Закона № 131-ФЗ).
В основе принимаемого решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование.
Иными словами, несмотря на отсутствие закрепленной корреспонденции счетов в Инструкции № 157н, формально администрация сельского поселения могла принять решение об отнесении быков в состав муниципальной казны.
Списание животных с балансового учета может производиться по разным основаниям: выбраковка, падеж, гибель, пропажа.
Списание животных в результате их уничтожения оформляется актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) и отражается в учете следующими бухгалтерскими записями (абз. 6 п. 10 Инструкции № 162н):
Списана остаточная стоимость животного (Дебет 1 401 10 172, Кредит 1 108 38 410)
Списана сумма начисленной на животное амортизации (Дебет 1 104 38 410, Кредит 1 108 38 410).
Дополнительно к акту можно издать распоряжение главы о выбытии из состава муниципальной казны животного с указанием причины выбытия.
Если по каким-то причинам сам факт выбытия доказать нельзя, то необходимо проводить инвентаризацию, в результате которой должен быть отображен факт недостачи. В таком случае основанием для списания будут служить результаты инвентаризации и принятое на ее основе распоряжение главы поселения.
В заключение напомним: любое решение, принятое учреждением в связи с неурегулированностью отдельных вопросов на законодательном уровне, должно быть зафиксировано в учетной политике. И в данном случае степень важности учетной политики учреждения, как внутреннего стандарта, трудно переоценить. При отсутствии в законодательстве тех или иных правил ведения бухгалтерского учета учреждение правомерно может использовать правила, установленные своим собственным регламентом. При возникновении конфликтных ситуаций с контролирующими органами учетная политика может служить достаточно веским аргументом в суде.