Использование служебного транспорта в рабочее время является полным правом собственника данного имущества. Используя служебный транспорт, рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы, независимо от того, списываются расходы на ГСМ или нет. Заправка автомобиля за счет собственных средств работников может быть расценена как безвозмездная передача имущества. В силу п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, в том числе, в виде безвозмездно полученного имущества.

Обоснование вывода:

Основой формирования муниципального имущества является его целевое использование, т. е. использование по назначению.

Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:

1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;

2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.

В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.

Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же «автоматически» поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (см., в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.

Орган местного самоуправления самостоятельно принимает решение о постановке имущества на баланс в состав объектов основных средств (оперативное управление администрации сельского поселения – казенного учреждения) или состав муниципальной казны. В основе принимаемого решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование. При этом действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по срокам принятия таких решений – они могут быть приняты в любое время в течение года.

Таким образом, принимая решение о включении автомобиля в состав объектов основных средств, администрация изначально исходила из того, что данный объект необходим для исполнения администрацией возложенных на нее полномочий. Иными словами, использование автомобиля в служебных целях обосновано полномочиями сельского поселения.

Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ РФ), а также п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Обязательные реквизиты).

В то же время, согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ, он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. В свою очередь, нормы Обязательных реквизитов были разработаны в соответствии с положениями УАТ РФ и в связи с этим не должны иметь сферу действия более широкую, чем указанный Закон, а призваны лишь развивать и дополнять его положения. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки только в установленных законодательством случаях.

Толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у сотрудника учреждения, эксплуатирующего служебный автомобиль, необходимо только в тех случаях, когда перевозка осуществляется в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд учреждения, то необходимость оформления и выдачи сотруднику путевого листа отсутствует.

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (см., например, определение Верховного суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу № 77-80/2016). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Принимая во внимание вышеизложенное, учреждению рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. При этом путевой лист в порядке, установленном учетной политикой, может быть документом, подтверждающим факт расходования топлива. Отметим, что для учреждения госсектора оформляют первичные учетные документы в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н). Приказ № 52н не содержит в качестве первичных учетных документов путевых листов. Для списания материальных запасов (в частности, горюче-смазочных материалов) учреждения госсектора могут использовать Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее – Акт о списании (ф. 0504230)). В свою очередь, если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к Акту о списании (ф. 0504230). Данное положение следует из Методических указаний по применению форм первичных учетных документов, утвержденных приказом № 52н.

То есть Акт о списании (ф. 0504230) в отношении горюче-смазочных материалов может оформляться на основании утвержденных руководителем учреждения документов, подтверждающих факт расходования топлива. Такими подтверждающими расход топлива документами могут быть путевые листы.

Как видите, наличие путевого листа не ставится в зависимость от списания расходов на ГСМ.

В рассматриваемой ситуации нет необходимости списывать расходы на ГСМ, так как работники заправляют служебный транспорт за свой счет, при этом понесенные расходы им не возмещаются. Каких-либо нарушений в данной ситуации нет. Однако могут возникнуть налоговые риски.

В силу п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, в том числе, в виде безвозмездно полученного имущества.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества признается на дату получения такого имущества (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Принимая во внимание данные нормы, можно сделать вывод, что когда к Вашему учреждению перейдет право собственности на бензин в баке автомобиля, то в этот момент образуется внереализационный доход в размере рыночной цены бензина.

Разъяснениями уполномоченных органов применительно к данной ситуации мы не располагаем. Косвенно вероятность претензий налоговиков подтверждает постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 № А12-11621/2008. В нем судьи поддержали позицию налогового органа, включившего стоимость ГСМ, приобретенного обучающимися за свой счет, в налогооблагаемые доходы автошколы.