Обратимся к нормам трудового права. Согласно п. 2 части первой ст. 77 ТК РФ даже при нахождении работника в отпуске можно его уволить в случае истечения срока трудового договора, так как работник увольняется не по инициативе работодателя и установленное частью шестой ст. 81 ТК РФ ограничение здесь неприменимо.
Однако здесь необходимо соблюсти и часть первую ст. 79 ТК РФ, предусматривающую, что о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден:
- в письменной форме;
- не менее чем за 3 календарных дня до увольнения (за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника).
Судебная практика здесь неоднозначна.
Одни полагают, что несоблюдение требования о своевременном письменном предупреждении не может являться основанием для признания увольнения незаконным, так как срок действия трудового договора заранее известен работнику и истекает независимо от воли сторон (Определение Санкт-Петербургского горсуда от 30.05.2019 № 33-10586/2019).
Другие считают, что если работник не был надлежащим образом предупрежден о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия, то увольнение является незаконным, так как имеется нарушение установленного законом порядка увольнения (Определение ВС Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 № 33-2993/2018).
Рассмотрим конкретную ситуацию. Итак, с работником был заключен срочный трудовой договор, окончание которого приходилось на 23.08.2021. Вместе с тем работник попросил отпуск с 24.08.2021, а на 20 и 23 августа взял отгулы. По возвращении из отпуска 06.09.2021 он получил почтовое отправление от работодателя, направленное ему 24.08.2021, в котором было уведомление о расторжении трудового договора с 23.08.2021. До ухода в отпуск о дате расторжения трудового договора он уведомлен не был и думал, что продолжит работать, так как ему был предоставлен отпуск. Именно эти аргументы использовал работник в суде. Суды трех инстанций пришли к выводу, что в нарушение части первой ст. 79 ТК РФ работник не был предупрежден о прекращении срочного трудового договора в письменной форме в срок не менее чем за три календарных дня до увольнения. Доводы работодателя, что работнику было направлено сообщение в электронном виде через мобильное приложение «Вайбер», являются необоснованными:
- работник отрицал получение сообщения;
- такая форма сообщения не свидетельствует о соблюдении письменной формы уведомления о прекращении трудового договора, условиями трудового договора также не предусмотрен такой формат направления уведомлений работнику;
- посредством почтовой связи уведомление истцу было направлено уже после расторжения трудового договора 24.08.2021, в связи с чем суды пришли к выводу о незаконности увольнения истца.
В определении Седьмого КСОЮ от 19.07.2022 № 8Г-9706/2022 указано, что при увольнении в связи с истечением срока трудового договора может быть предоставлен отпуск с последующим увольнением, даже если его время полностью или частично выходит за пределы срока трудового договора. В таком случае днем увольнения считается последний день отпуска (часть третья ст. 127 ТК РФ).
Таким образом, работодатель допустил две ошибки:
- достоверно зная об истечении срока трудового договора 23.08.2021, согласовал предоставление отпуска с 24.08.2021 по 06.09.2021, но в соответствии с положениями части третьей ст. 127 ТК РФ не оформил;
- в нарушение части первой ст. 79 ТК РФ не предупредил работника в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (письменное уведомление направил работнику по почте только 24.08.2021, после принятия кадрового решения и прекращения трудового договора).
Итак, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (часть четвертая ст. 58 ТК РФ). Однако, если рассмотреть позицию Верховного суда РФ, то под продолжением работы следует понимать фактическое исполнение работником своей трудовой функции (Определение от 01.08.2008 № 60-В08-3), а в данном случае нельзя говорить об автоматическом преобразовании срочного договора в бессрочный, так как работник находился в отпуске после истечения срока трудового договора.