Должностное лицо казенного учреждения было привлечено госинспекцией труда к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск работников к работе без проведения вводного инструктажа.

Не согласившись, должностное лицо обратилось в суд, ссылаясь в том числе на то, что истек срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение.

Порядком обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29, предусмотрены конкретные сроки проведения обучения, в том числе инструктажей по охране труда. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ (постановление от 24 марта 2005 г. № 5) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности за такое правонарушение начинает течь с момента наступления срока исполнения обязанности.

Однако суд указал, что административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает непосредственно за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а не за непроведение обучения в установленные сроки. То обстоятельство, что указанная обязанность должна быть исполнена юридическим лицом в течение месяца после приема работника на работу, не исключает необходимость ее исполнения в дальнейшем в целях обеспечения охраны труда.

Тем самым срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае необходимо исчислять не с момента истечения месячного срока после принятия на работу, а с момента выявления нарушения, которое выражается в допуске к работе без прохождения обучения. При этом устранение допущенных нарушений к моменту составления протокола об административном правонарушении не является основанием для освобождения лица от административной ответственности (постановление Шестого КСОЮ от 08 мая 2020 г. по делу № 16-3241/2020).