Пунктами 24–25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания несостоявшейся электронной конкурентной процедуры определения контрагента.

В таких случаях контракт заключается в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При этом п. 4 этой части предусмотрено, что контракт должен пройти согласование с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время постановлением Правительства от 30.06.2020 № 961 установлены следующие предельные размеры:

- 500 млн руб. – при закупке для обеспечения федеральных нужд (за исключением признания электронного конкурса, электронного аукциона, закрытой закупки несостоявшимися в случаях, когда единственная надлежащая заявка отсутствует);

- 250 млн руб. – при закупке для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (за исключением признания электронного конкурса, электронного аукциона, закрытой закупки несостоявшимися в случаях, когда единственная надлежащая заявка отсутствует);

- 1 тыс. руб. – при признании электронного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в случаях, предусмотренных п.п. 3–6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (при отсутствии единственной надлежащей заявки), а также при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения контрагента, признанного несостоявшимся в случаях, предусмотренных п.п. 1 (в случаях, предусмотренных п.п. 3–6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), 2 и 3 ч.  1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ (при отсутствии единственной надлежащей заявки).

Кроме того, из положений п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что при признании несостоявшимся электронного запроса котировок согласование с контрольным органом не требуется.

При согласовании контракта с единственным поставщиком после признания несостоявшейся конкурентной процедуры Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в рамках централизации закупок, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:

а) размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе);

б) подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе).

При этом в соответствии с ч. 7 ст. 93 Закона № 44-ФЗ согласование проводится следующими контрольными органами:

- при закупках для обеспечения федеральных нужд, а также при применении закрытых конкурентных способов определения контрагента – федеральным контрольным органом в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа;

- при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ;

- при закупках для обеспечения муниципальных нужд – контрольным органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020 г. № 961 утверждены Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила).

Правилами установлены содержание обращения в контрольный орган о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, перечень необходимых документов, которые требуется приложить к такому обращению (п.п. 7–8 Правил), а также сама форма такого обращения.

Кроме того, п. 9 Правил установлен Порядок направления обращения при проведении электронных процедур. Алгоритм согласования возможности заключения контракта в таких случаях следующий:

1. Заказчик формирует обращение и прикладывает к нему документы с использованием ЕИС (при этом часть информации формируется системой в автоматическом режиме).

2. После формирования обращение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

3. Не позднее 1 часа с момента подписания обращение автоматически направляется в контрольный орган. При этом, если обращение направлено в контрольный орган с нарушением подведомственности, получивший обращение контрольный орган самостоятельно не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, направляет с использованием ЕИС обращение в контрольный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения.

3.1. Контрольный орган, в случае если Заказчик не приложил к обращению необходимую информацию и документы, должен уведомить об этом Заказчика. После чего Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, должен направить в контрольный орган недостающие документы и информацию для продолжения рассмотрения обращения. Если Заказчик не представит их в срок, то обращение контрольным органом рассматриваться не будет.

4. Контрольный орган в течение 10 рабочих дней принимает решение либо о согласовании, либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком на основании рассмотрения обращения Заказчика и проведения внеплановой проверки.

Порядок же направления обращения при признании несостоявшейся процедуры определения контрагента, проводившейся закрытым способом, несколько иной. Он установлен п. 10 Правил:

1. Заказчик направляет обращение в контрольный орган на бумажном носителе в одном экземпляре и при наличии технической возможности – на съемном машинном носителе информации. При направлении обращения на бумажном и съемном машинном носителях информации Заказчик обеспечивает идентичность информации и документов, представленных на указанных носителях.

1.1. Обращение, направляемое на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени Заказчика.

2. Контрольный орган обеспечивает регистрацию поступившего обращения в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству этого органа.

3. В случае формирования обращения не по утвержденной форме и(или) непредставления необходимых в силу Правил информации и документов контрольный орган не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации такого обращения, направляет Заказчику уведомление о выявленном несоответствии обращения установленным требованиям с указанием причин.

4. Заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного уведомления, должен направить в контрольный орган информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления. Обращение считается полученным в день регистрации поступления таких документов и информации. Если Заказчик не представит их в срок, то обращение контрольным органом рассматриваться не будет.

5. Контрольный орган в установленном порядке принимает решение либо о согласовании, либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком на основании рассмотрения обращения Заказчика и проведения внеплановой проверки.

Следует помнить, что к правам контрольного органа относится возможность согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком, при этом предписав Заказчику внести изменения в этот контракт.

Сама процедура подписания контракта должна проводиться по следующему алгоритму:

1) Заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;

2) участник подписывает указанный проект контракта, в том числе до получения Заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения Заказчиком такого решения;

3) Заказчик подписывает контракт после получения Заказчиком решения о согласовании не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС или подписания протокола, содержащего информацию о признании определения контрагента несостоявшимся, и не позднее чем через 20 дней с даты получения Заказчиком решения о согласовании. Заключение контракта до получения такого решения не допускается.

Важно отметить, что если предписанием предусмотрена необходимость внесения изменений в проект контракта, Заказчик вносит соответствующие изменения в проект контракта и направляет его участнику закупки, с которым заключается контракт, в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения контрагента (п. 2 ч. 9 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Впрочем, контрольный орган может принять решение и об отказе в согласовании заключения контракта в случае выявления при проведении внеплановой проверки определенных нарушений.

К таковым, в соответствии с п. 13 Правил, относятся следующие нарушения:

- выбор способа определения контрагента с нарушением Закона № 44-ФЗ;

- проведение определения контрагента закрытым способом без согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (т. е. Федеральной антимонопольной службой);

- описание объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

- установление требований к участникам закупки с нарушением Закона № 44-ФЗ;

- сокращение предусмотренного Законом № 44-ФЗ срока подачи заявок на участие в закупке;

- отклонение заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения (приглашения) и документации, отказа в допуске к участию в определении контрагента с нарушением закона;

- несоответствие требованиям, установленным в извещении, приглашении и документации, заявки, поданной единственным контрагентом, информация о котором указана в обращении, либо (в случае признания закупки несостоявшейся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок) аналогичной информации и (при признании несостоявшимся электронного аукциона, закрытого аукциона, закрытого электронного аукциона ввиду полного отсутствия заявок) предложения о цене, прилагаемых к обращению;

- несоответствие единственного контрагента, информация о котором указана в обращении, требованиям, установленным в извещении (приглашении) и документации в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком определение поставщика признается несостоявшимся. Заказчик при необходимости вносит изменения в план-график закупок и осуществляет новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ.