Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2021 № Ф07-6388/21 разрешен вопрос о правомерности начисления страховых взносов получателям гранта.

В случае если учреждение, чаще всего научной сферы, получает грант на проведение каких-либо исследований, заключается трехстороннее соглашение, где учреждение предоставляет работникам-грантополучателям условия для реализации проекта и выплачивает им вознаграждение из средств грантодателя.

Страховыми взносами облагаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Начисление страховых взносов на средства, предоставленные за счет гранта и выплачиваемые работникам-грантополучателям, обуславливалось наличием трудовых отношений между организацией и работниками-грантополучателями. В случае если вознаграждение выплачивает непосредственно грантодатель, с которым у работников-грантополучателей не заключены ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры, начисление страховых взносов не осуществляется.

При проведении проверки в одном из научно-исследовательских институтов Пенсионным фондом были доначислены страховые взносы вместе со штрафными санкциями на сумму более 400 тыс. руб.

При рассмотрении правомерности вынесенного Пенсионным фондом решения суды трех инстанций пришли к следующим выводам:

- наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не может свидетельствовать о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда;

- денежные средства, которые были выплачены работникам-грантополучателям, не предусмотрены условиями трудовых договоров и не относятся к выплатам, связанным с выполнением работниками их трудовых обязанностей;

- вознаграждение работникам-грантополучателям было выплачено институтом на основании трехстороннего грантового соглашения, по которому грантополучатели, которые являются научными работниками, выполняют исследование, а институт только создает условия для его выполнения.

Таким образом, денежные средства, предоставленные грантодателем для проведения исследований и впоследствии выплаченные научным работникам – грантополучателям, не могут быть объектом обложения страховыми взносами. Решение Пенсионного фонда было признано недействительным.

При рассмотрении аналогичных споров надлежит руководствоваться нормами гл. 34 действующего НК РФ.