Суд рассмотрел спор, связанный с выплатой компенсаций при увольнении по собственному желанию.
Так, с работником, осуществляющим трудовые функции в должности заместителя технического директора, было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее, что в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным ст.ст. 77 и 78 ТК РФ, работнику дополнительно к расчету при увольнении выплачивается денежная компенсация в размере 12 средних заработков.
Впоследствии работник был уволен по заявлению по собственному желанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Денежная компенсация, предусмотренная положениями дополнительного соглашения, работнику не выплачивалась, в связи с чем работник обратился в суд.
Апелляционным определением Московского городского суда от 08.02.2022 № 33-3455/2022 в удовлетворении требований работника было отказано. Суд пришел к выводу, что при прекращении трудового договора по собственному желанию выходное пособие, предусмотренное ст. 178 ТК РФ, работнику не выплачивается. Одновременно с этим ч. 8 ст. 178 ТК РФ предусмотрено, что трудовой или коллективный договор могут содержать дополнительные случаи выплаты выходных пособий, помимо установленных на законодательном уровне, и их размеры, а также могут быть пересмотрены в сторону увеличения размеры выходных пособий, уже определенные законом.
С учетом положений, предусмотренных п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2, суд указал, что компенсация, предусмотренная дополнительным соглашением, не относится к гарантиям и компенсациям, подлежащим предоставлению при увольнении работника по п. 3 части первой ст. 77 ТК РФ, а также не является выходным пособием и не направлена на возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых или иных обязанностей. Кроме того, выплата компенсаций в случае прекращения трудового договора по инициативе работника не предусмотрена ни правилами внутреннего трудового распорядка, ни положением об оплате труда, премировании, гарантиях и компенсациях работников.