Один из налогоплательщиков, пройдя все ступени обжалования постановленного приговора о привлечении его к уголовной ответственности, с последней надеждой «постучался» в двери Конституционного суда РФ.

Забегая вперед, скажем, что Президиум ВС РФ пришел к выводу, что деяние может квалифицироваться как мошенничество при получении имущественного вычета по НДФЛ только при установлении умысла лица на хищение бюджетных денежных средств (представления налогоплательщиком в налоговый орган заведомо ложных и(или) недостоверных сведений). А дело было так... Гражданин К. обратился в налоговый орган для получения вычета по НДФЛ в отношении имущества, которое приобрел по военной ипотеке. Налоговый орган обращение удовлетворил и предоставил ему налоговый вычет. Впоследствии гражданина К. обвинили в мошенничестве (хищении чужого имущества путем обмана) и осудили по части первой ст. 159 УК РФ (мошенничество, т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием). Согласно материалам уголовного дела гражданин К. представил в налоговое ведомство документы на получение налогового вычета, не имея на это права. Исходя из приговора суда, несчастного оштрафовали на 50 тыс. руб. Не согласившись с решением суда, гражданин К. обратился в Конституционный суд РФ с жалобой на неконституционность части первой ст. 159 УК РФ. В качестве обоснования своей позиции он указал, что норма противоречит ст.ст. 18 и 46 (часть 1) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать добросовестного налогоплательщика к уголовной ответственности. Также он указал, что не имеет специального образования и знаний в этой области и, соответственно, не должен нести ответственность за ошибочные решения, принятые налоговым органом о предоставлении налогового вычета.

Конституционный суд РФ признал часть первую ст. 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, указав, что ее нормы не предполагают уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика за налоговым вычетом (если представленные им документы не имели признаков подделки или подлога, а налоговый орган сначала подтвердил, а потом опроверг право на вычет). Таким образом, само обращение в налоговый орган за получением налогового вычета не может рассматриваться как мошенничество. Граждане могут заблуждаться относительно основания для вычета и полагаться на компетентность должностных лиц, предоставление вычета должны были исключить сотрудники налогового органа.

В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2022), утвержденной Президиумом ВС РФ 12.10.2022, постановлено: выявленный КС РФ конституционно-правовой смысл части первой ст. 159 УК РФ является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике, поэтому судебные решения по уголовному делу гражданина К. подлежат отмене.

А справедливость-то есть!