Частью 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчик обязан направить информацию в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП).
Для разных случаев ч.ч. 4–6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ предусмотрен разный порядок направления заказчиком информации в ФАС России.
Рассмотрим способы и сроки направления заказчиком сведений в РНП.
Информация для включения в РНП, исходя из ч.ч. 4–6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, должна быть направлена заказчиком в ФАС течение 3 рабочих дней с дат, указанных в указанных пунктах.
Отметим, ФАС России в письме от 14.11.2019 № ИА/100065/19 обращает внимание, что направление заказчиком информации о недобросовестном поставщике по истечении указанного срока является нарушением Закона № 44-ФЗ и основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Информация и документы направляются заказчиком в ФАС России на бумажном носителе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы), имея в виду, что эта информация должна быть подписана указанным должностным лицом с использованием электронной подписи. В сопроводительном письме должен быть указан перечень прилагаемых документов (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).
Как отмечает ФАС России в письме от 14.11.2019 № ИА/100065/19, в случае направления заказчиком информации о недобросовестном поставщике посредством почтовой связи датой направления вышеуказанных сведений является дата подтверждения приема почтового отправления, указанная на почтовом штемпеле.
В случае если заказчик представил не все необходимые документы и информацию, согласно п. 10 Правил ведения РНП, уполномоченный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их поступления с указанием причин возврата и необходимости направления таких информации и документов в составе, предусмотренном Законом № 44-ФЗ и Правилами.
Включение в РНП информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 6 Правил ведения РНП в случае, если победитель определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагент) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся направляет в ФАС России необходимую информацию и документы.
В этом случае заказчик должен направить в ФАС России информацию, предусмотренную п.п. 1–3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя определения контрагента от заключения контракта.
При этом участник электронной процедуры, заявке или предложению которого присвоен второй номер, признается победителем такой процедуры при уклонении победителя от заключения контракта (см. ч. 14 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).
Такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта в случаях, предусмотренных в ч. 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. Победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований ч. 6 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ и(или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 Закона № 44-ФЗ об антидемпинговых мерах, в случае подписания проекта контракта в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, информация об участнике электронной процедуры, заявке или предложению которого присвоен второй номер, может быть включена в РНП, если он признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с тем, что такой участник признается победителем процедуры определения контрагента.
В отношении закупок, которые проводятся не в электронной форме, остаются актуальными разъяснения ФАС России и Минэкономразвития России (см. п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14, письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 № Д28и-1968, от 15.08.2016 № Д28и-2041). По мнению специалистов этих ведомств, в РНП включается информация только о победителе определения контрагента, уклонившемся от заключения контракта. При этом в ст. 104 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика направлять в РНП информацию об участнике закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонившемся от заключения контракта.
Включение в РНП информации об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
Согласно ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 7 Правил в случае, если участник закупки, с которым контракт заключается в случаях, предусмотренных п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в ФАС России информацию, предусмотренную п.п. 1–3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
Включение в РНП информации о контрагенте при расторжении контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 8 Правил в указанном случае заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ; копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Действия ФАС России после получения сведений от заказчика
ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты поступления информации и документов, предусмотренных ч.ч. 4–6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, проверяет содержащиеся в них факты (ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 11 Правил ведения РНП).
Если достоверность фактов подтверждена, ФАС России включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, в РНП в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно п. II письма ФАС России от 14.11.2019 № ИА/100065/19 общий срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП и включение такой информации в РНП (при наличии соответствующего решения) не должен превышать 8 рабочих дней с даты поступления необходимых документов и информации. Если обращение о включении информации в РНП передается в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу, общий срок рассмотрения обращения о включении информации в РНП и включение такой информации в РНП (при наличии соответствующего решения) не должен превышать 8 рабочих дней с даты регистрации обращения в антимонопольном органе, в который такое обращение поступило первоначально.
При принятии решения о включении в РНП информации антимонопольный орган должен установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестном поведении участника закупки или контрагента.
В письме ФАС России от 18.09.2015 № АК/50289/15 отмечается, что решение о включении (невключении) участника закупки или контрагента в РНП принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.
Таким образом, лишь наличие одного из указанных в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ фактов недостаточно для принятия решения о включении лица в РНП (постановления АС Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № Ф08-1182/15, АС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2015 № Ф02-3167/15, Девятого ААС от 02.02.2015 № 09АП-55205/14).
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о контрагентах, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в РНП (п. 12 Правил включения в РНП).
В случае неявки таких лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах общеустановленного срока. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, содержащихся в таких информации и документах, выносится решение о включении информации о недобросовестном участнике закупки или контрагенте в РНП либо об отказе во включении информации об участнике или контрагенте в РНП.
Копии решения в течение 3 рабочих дней с даты его вынесения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в РНП, и иным заинтересованным лицам.
В письме от 14.11.2019 № ИА/100065/19 ФАС России разъясняет, что контрольному органу в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается контрольным органом в РНП) о включении сведений об участнике закупки в РНП необходимо в табличной форме указывать информацию в соответствии с таблицей.
Таблица,
содержащая информацию, которую необходимо указывать в резолютивной части решения либо в приказе о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр)
Дата события*
|
I раздел
|
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика
|
II раздел
|
III раздел
|
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы)
|
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган
|
Фактическая дата направления заказчиком сведений
|
Итого просрочка в днях по I разделу
|
Регламентированная дата принятия решения
|
Фактическая дата принятия решения
|
Итого просрочка в днях по II разделу
|
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС
|
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС
|
Итого просрочка в днях по III разделу
|
|
|
|
|
|
|
|
──────────────────────────────
* Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.