После проведения проверочных мероприятий, в случае выявления нарушений, в адрес подконтрольных субъектов направляются соответствующие «меры реагирования» в виде представлений и предписаний.
Как правило, в представлениях и предписаниях ревизоры указывают на сами факты нарушений с приведением соответствующих положений закона, которые и были нарушены.
А вот о тех действиях, которые необходимо совершить с целью устранения выявленных нарушений, проверяющие, как правило, не упоминают.
И здесь, как говорится, чем богата наша фантазия… Выбор за подконтрольным субъектом.
Если обратиться к букве закона, то мы увидим, что Бюджетным кодексом РФ установлено, что представление органа государственного (муниципального) финансового контроля должно содержать одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня получения требований:
1) об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Здесь важно понимать, можно ли устранить выявленное нарушение. Критерии отнесения тех или иных нарушений к устранимым непосредственно бюджетным законодательством РФ не определены.
Как правило, органы финконтроля самостоятельно устанавливают требования об устранении нарушений, основываясь на собственном профессиональном суждении.
Если представление неисполнимо, подконтрольные субъекты принимают меры к признанию его недействительным, указывая на невозможность исполнения предъявляемых в нем требований.
В этой связи, если неустранимыми являются нарушения, указанные в представлении, в адрес подконтрольного субъекта должно быть направлено предписание одновременно с представлением. Ведь именно предписание должно содержать требование не об устранении нарушения, а о принятии мер к возмещению ущерба, если его размер возможно определить.
А вот если нарушение устранимо, то орган финконтроля обязывает устранить нарушение конкретным способом:
Примеры устранимых нарушений
|
Способ устранения нарушения
|
Нецелевое/неправомерное использование средств субсидии на задание
|
Возврат в бюджет средств, использованных не по целевому назначению
|
Невыполнение государственного задания
|
Возврат в бюджет остатка субсидии
|
Оплата некачественно выполненных работ за счет средств целевых субсидий (бюджетными и автономными учреждениями) или средств МБТ (независимо от типа учреждения)
|
Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ
или
выполнение указанных работ в соответствии с условиями заключенных контрактов (устранение недостатков)
|
Оплата невыполненных работ
|
Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ
|
Оплата работ по завышенным расценкам
|
Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ
|
Постановление Тринадцатого ААС от 03 апреля 2023 г. № 13АП-37297/22 по делу № А56-70212/2022
Постановление Пятнадцатого ААС от 22 марта 2023 г. № 15АП-1880/23 по делу № А32-49860/2022
Постановление Пятнадцатого ААС от 26 декабря 2022 г. № 15АП-15956/22 по делу № А32-21711/2021