После проведения проверочных мероприятий, в случае выявления нарушений, в адрес подконтрольных субъектов направляются соответствующие «меры реагирования» в виде представлений и предписаний.

Как правило, в представлениях и предписаниях ревизоры указывают на сами факты нарушений с приведением соответствующих положений закона, которые и были нарушены.

А вот о тех действиях, которые необходимо совершить с целью устранения выявленных нарушений, проверяющие, как правило, не упоминают.

И здесь, как говорится, чем богата наша фантазия… Выбор за подконтрольным субъектом.

Если обратиться к букве закона, то мы увидим, что Бюджетным кодексом РФ установлено, что представление органа государственного (муниципального) финансового контроля должно содержать одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня получения требований:

1) об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Здесь важно понимать, можно ли устранить выявленное нарушение. Критерии отнесения тех или иных нарушений к устранимым непосредственно бюджетным законодательством РФ не определены.

Как правило, органы финконтроля самостоятельно устанавливают требования об устранении нарушений, основываясь на собственном профессиональном суждении.

Если представление неисполнимо, подконтрольные субъекты принимают меры к признанию его недействительным, указывая на невозможность исполнения предъявляемых в нем требований.

В этой связи, если неустранимыми являются нарушения, указанные в представлении, в адрес подконтрольного субъекта должно быть направлено предписание одновременно с представлением. Ведь именно предписание должно содержать требование не об устранении нарушения, а о принятии мер к возмещению ущерба, если его размер возможно определить.

А вот если нарушение устранимо, то орган финконтроля обязывает устранить нарушение конкретным способом:

Примеры устранимых нарушений

Способ устранения нарушения

Нецелевое/неправомерное использование средств субсидии на задание

Возврат в бюджет средств, использованных не по целевому назначению

Невыполнение государственного задания

Возврат в бюджет остатка субсидии

Оплата некачественно выполненных работ за счет средств целевых субсидий (бюджетными и автономными учреждениями) или средств МБТ (независимо от типа учреждения)

Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ

или

выполнение указанных работ в соответствии с условиями заключенных контрактов (устранение недостатков)

Оплата невыполненных работ

Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ

Оплата работ по завышенным расценкам

Возврат в бюджет средств в размере стоимости неправомерно оплаченных работ

Постановление Тринадцатого ААС от 03 апреля 2023 г. № 13АП-37297/22 по делу № А56-70212/2022

Постановление Пятнадцатого ААС от 22 марта 2023 г. № 15АП-1880/23 по делу № А32-49860/2022

Постановление Пятнадцатого ААС от 26 декабря 2022 г. № 15АП-15956/22 по делу № А32-21711/2021