Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев электронное обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в части указания конкретного товарного знака при осуществлении закупки специализированных продуктов питания, сообщает следующее.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии.

Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания (*1) и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в случае осуществления закупки специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии, включенных в Перечень, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак.

Следует отметить, что положениями подпунктов «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, предусмотрена возможность указания в описании объекта закупки на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Учитывая изложенное, в случае, указанном в обращении, при осуществлении закупки специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 № 3551-р, в описании объекта закупки допускается указание на конкретный товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона № 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.

──────────────────────────────

(*1) Перечень медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 40-р (далее - Перечень).

──────────────────────────────

Заместитель директора Департамента Н.В. Конкина