Минфин России, руководствуясь положениями абзаца сорокового статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации о методическом обеспечении осуществления внутреннего финансового аудита (далее - ВФА), направляет обзор информации о наиболее часто встречающихся нарушениях требований к осуществлению ВФА, составленный на основе результатов проведения Федеральным казначейством в соответствии с пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации анализа осуществления ВФА главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор) (за исключением Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) и обращает внимание на следующее.

Организация и осуществление ВФА согласно статье 160 2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным полномочием каждого главного администратора. ВФА осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ВФА, установленными Минфином России.

В соответствии с пунктом 12 федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н (далее - СВФА «Организация»), руководитель главного администратора единолично несет ответственность за организацию ВФА.

Руководитель главного администратора, руководствуясь пунктом 3 СВФА «Организация», должен принять решение об организации ВФА - об образовании субъекта ВФА или о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА.

В случае принятия руководителем главного администратора решения об образовании субъекта ВФА главным администратором должно обеспечиваться соблюдение требований, установленных пунктом 4 СВФА «Организация», включая подчинение субъекта ВФА при осуществлении ВФА исключительно и непосредственно руководителю главного администратора.

Обращаем внимание, что согласно положениям пунктов 5 - 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208, результаты анализа Федеральным казначейством осуществления главными администраторами ВФА используются в целях определения объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при планировании проверок, ревизий и обследований, осуществляемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Минфин России просит обеспечить доведение информации, изложенной в настоящем письме, до главных администраторов, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, а также финансовых органов муниципальных образований.

Приложение: Обзор информации о наиболее часто встречающихся нарушениях требований к осуществлению ВФА на 4 л. в 1 экз.

А.М. Лавров

 

Обзор информации о наиболее часто встречающихся нарушениях требований к осуществлению внутреннего финансового аудита

1. Нарушение положений абзаца пятого пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита (далее - ВФА) «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 № 195н (далее - СВФА «Права и обязанности»), и пункта 30 федерального стандарта ВФА «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 № 160н (далее - СВФА «Планирование и проведение»), в части отсутствия в программе аудиторского мероприятия подписи руководителя субъекта ВФА и (или) должностного лица (работника) субъекта ВФА, предлагаемого к назначению в качестве руководителя аудиторской группы.

В соответствии с положениями пункта 30 СВФА «Планирование и проведение» сформированную программу аудиторского мероприятия до ее утверждения подписывает должностное лицо (работник) субъекта ВФА, предлагаемый к назначению руководителем аудиторской группы.

Утверждение программы аудиторского мероприятия, согласно положениям абзаца пятого пункта 8 СВФА «Права и обязанности», является обязанностью руководителя субъекта ВФА.

2. Нарушение положений пункта 13 федерального стандарта ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н (далее - СВФА «Определения, принципы и задачи»), в части утверждения руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор) решения о проведении планового аудиторского мероприятия.

Согласно положениям пункта 9 и подпункта «а» пункта 14 СВФА «Планирование и проведение» основанием проведения планового аудиторского мероприятия является пункт плана проведения аудиторских мероприятий, утвержденного руководителем главного администратора.

В соответствии с положениями абзаца первого пункта 14 СВФА «Планирование и проведение» и пункта 8 СВФА «Права и обязанности» обязанность по планированию проведения аудиторского мероприятия, включая утверждение программы аудиторского мероприятия, возложена на руководителя субъекта ВФА.

Таким образом, решение руководителя главного администратора о проведении планового аудиторского мероприятия не предусмотрено федеральными стандартами ВФА, не является основанием проведения планового аудиторского мероприятия и дублирует (полностью или частично) утверждаемую руководителем субъекта ВФА программу аудиторского мероприятия, исходя из ее определения, приведенного в пункте 3 СВФА «Определения, принципы и задачи».

В то же время принцип стандартизации, определенный пунктом 13 СВФА «Определения, принципы и задачи», предусматривает среди прочего недопущение перераспределения (дублирования исполнения) обязанностей руководителя субъекта ВФА.

При этом при необходимости командирования членов аудиторской группы в целях проведения планового аудиторского мероприятия рекомендуется обеспечить оформление письменного решения работодателя в рамках утверждения плана проведения аудиторских мероприятий.

В целях организации взаимодействия с субъектами бюджетных процедур рекомендуется установить соответствующий порядок в ведомственном (внутреннем) акте, обеспечивающем осуществление ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА.

3. Нарушение положений абзаца третьего пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части некорректного (неполного) указания в ведомственном (внутреннем) акте, обеспечивающем осуществление ВФА, терминов ВФА (включая наименование документов, формируемых (составляемых) субъектом ВФА), состава плана проведения аудиторских мероприятий, состава программы аудиторского мероприятия, а также состава и сроков представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.

Положениями абзаца третьего пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено требование об издании ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА.

Термины и их определения, включая наименования документов, составляемых (формируемых) при осуществлении ВФА, приведены в пункте 3 СВФА «Определения, принципы и задачи». Составы плана проведения аудиторских мероприятий, программы аудиторского мероприятия и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА установлены пунктами 8 и 14 СВФА «Планирование и проведение» и 29 федерального стандарта ВФА «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 22.05.2020 № 91н (далее - СВФА «Реализация результатов»), соответственно. Сроки представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА установлены пунктом 28 СВФА «Реализация результатов».

В целях сокращения случаев несоблюдения федеральных стандартов ВФА рекомендуется исключить из ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление ВФА, положения, дублирующие положения федеральных стандартов ВФА.

4. Нарушение положений абзацев четвертого - шестого пункта 3 СВФА «Определения, принципы и задачи» и подпункта «д» пункта 14 СВФА «Планирование и проведение» в части некорректного указания объектов ВФА или их отсутствия в программе аудиторского мероприятия.

Согласно положениям абзацев четвертого - шестого пункта 3 СВФА «Определения, принципы и задачи» и подпункта «д» пункта 14 СВФА «Планирование и проведение» программа аудиторского мероприятия должна содержать информацию об объектах (объекте) ВФА:

- бюджетных процедурах (процедурах главного администратора, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедурах по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности);

- операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур (операциях (действиях) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры).

В целях минимизации случаев несоблюдения положений федеральных стандартов ВФА при указании объектов ВФА в программе аудиторского мероприятия рекомендуется руководствоваться информацией об операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, содержащейся в реестре бюджетных рисков, как это предусмотрено положениями подпункта «а» пункта 26 СВФА «Планирование и проведение».

5. Нарушение положений подпункта «г» пункта 14 и пункта 19 СВФА «Планирование и проведение» в части некорректного указания методов ВФА или их отсутствия в программе аудиторского мероприятия.

Согласно положениям подпункта «г» пункта 14 и пункта 19 СВФА «Планирование и проведение» программа аудиторского мероприятия должна содержать информацию о методах ВФА, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия (аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение и (или) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля).

В целях минимизации случаев несоблюдения положений федеральных стандартов ВФА рекомендуется руководствоваться определениями, приведенными в абзацах семнадцатом - двадцать третьем пункта 3 и пунктах 3(4) - 3(9) СВФА «Определения, принципы и задачи», при указании методов ВФА в программе аудиторского мероприятия.

6. Нарушение положений подпункта «в» пункта 14 СВФА «Планирование и проведение» в части отсутствия задач аудиторского мероприятия в программе аудиторских мероприятий.

Согласно положениям подпункта «в» пункта 14 и подпункта «б» пункта 16 СВФА «Планирование и проведение» программа аудиторского мероприятия должна содержать информацию о задачах аудиторского мероприятия, исходя из положений пунктов 14 - 16 СВФА «Определения, принципы и задачи».

При этом необходимо отметить, что указание задач аудиторского мероприятия в программе аудиторского мероприятия допускается путем указания ссылки на соответствующие подпункты пунктов 14 - 16 СВФА «Определения, принципы и задачи».

7. Нарушение положений подпункта «д» пункта 4 СВФА «Реализация результатов» и абзаца тридцать шестого пункта 3 СВФА «Определения, принципы и задачи» в части отсутствия предложений и рекомендаций в заключениях.

Согласно положениям подпункта «д» пункта 4 СВФА «Реализация результатов» и абзаца тридцать шестого пункта 3 СВФА «Определения, принципы и задачи» заключение должно содержать предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

В целях минимизации случаев несоблюдения положений федеральных стандартов ВФА рекомендуется при составлении плана проведения аудиторских мероприятий определять приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, исходя из результатов оценки (включая актуализацию оценки) бюджетных рисков, способствующей последующему определению причин и условий возникновения бюджетных рисков (нарушений, недостатков) и формированию на их основе предложений и рекомендаций.