Постановление Конституционного суда РФ от 14.11.2018 № 41-П

Конституционный суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности ст. 46 Закона об образовании, в соответствии с которой правом на занятие педагогической деятельностью наделены лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и(или) профессиональным стандартам.

Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба гражданки, трудившейся воспитателем в детском саду с 1990 года и уволенной с работы в 2017 году по п. 13 части первой ст. 81 ТК РФ – в связи с возникновением установленных законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Увольнение было обусловлено тем, что у работницы отсутствовал необходимый уровень образования.

Суд отметил, что установленные рассматриваемой нормой Закона об образовании требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу. В соответствии с положениями ЕКС возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается. Такое назначение осуществляется по рекомендации аттестационной комиссии.

Также необходимо учесть, что до вступления в силу действующего Закона об образовании запрета на педагогическую деятельность для лиц, не обладающих необходимым уровнем образования, не существовало. В связи с этим суд заключил, что при введении в действие данного закона не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие образования у педагогов, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня образования создает препятствия для исполнения им трудовых обязанностей. Само по себе отсутствие у таких педагогических работников соответствующего образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность.

Суд также отметил, что в отличие от ЕКС профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Вместе с тем как цель введения профессиональных стандартов, так и их предназначение не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

В итоге КС РФ признал ч. 1 ст. 46 Закона об образовании противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу данного закона, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.