Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – 2022
- 01.06.2022

Нормы закона, в соответствии с которыми внесены изменения, и суть изменений |
Изменения в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ |
Изменения в Закон № 223-ФЗ, которые вступят в законную силу с 01 октября 2022 года |
|
Правительство РФ вправе установить особенности включения закупок, сведения о которых не размещаются в ЕИС, в план закупок и в план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (подп. «а» и «б» п. 4 ст. 1, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) |
Соответствующими положениями дополнены чч. 2 и 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. |
Ст. 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.06.2022 № 160-ФЗ статья 3 Закона № 223-ФЗ дополнена новыми чч. 7.1 - 7.3, направленными на предотвращение и урегулирование конфликта интересов |
В соответствии с новыми нормами руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Кроме того, установлено, что членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица: - имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (в том числе подавшие заявки на участие в закупке, состоящие в трудовых отношениях с лицами, подавшими заявки, а также являющиеся управляющими подавших заявки организаций). Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Законе № 273-ФЗ; - являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки; - иные лица в случаях, определенных положением о закупке. Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику о возникновении указанных выше обстоятельств. При выявлении в составе закупочной комиссии лиц, которые не могут быть ее членами, заказчик обязан незамедлительно заменить их другими лицами. Положения о закупке, которые не соответствуют требованиям чч. 7.1 - 7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с этими требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 1 октября 2022 года. В противном случае на 1 октября 2022 года положения о закупке считаются не размещенными в ЕИС. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения в ЕИС обновленного положения о закупке, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения таких извещений либо направления таких приглашений. |
Изменения в Закон № 223-ФЗ, которые вступят в законную силу с 01 июля 2022 года |
|
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ дополнен перечень случаев, когда сведения о контрагенте включаются в реестр недобросовестных поставщиков |
Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, согласно которой в РНП включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика, в отношении которого введены политические или экономические санкции и(или) в отношении которого введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) условий договоров |
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 109-ФЗ в извещение и документацию о конкурентной закупке включается информация об обеспечении заявки и об обеспечении исполнения договора |
В данной связи ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ дополнена п.п. 8.1 и 8.2, ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ дополнена п.п. 15.1 и 15.2 |
В соответствии с пп. «г» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлены особенности заключения и исполнения договоров, предметом которых являются строительство, реконструкция и(или) капитальный ремонт объектов капитального строительства |
Так, ст. 3.1-3 Закона № 223-ФЗ дополнена новыми ч.ч. 3–5, в соответствии с которыми к результатам выполненной работы по договору, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, относится построенный, реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получены заключение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, Законом № 223-ФЗ теперь предусмотрено, что предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации и(или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и(или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с подготовкой проектной документации и(или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и(или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. Если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и(или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования |
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 109-ФЗ установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием МСП, а также в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам такой закупки |
С учетом данных положений ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ дополнена новыми ч.ч. 14.1–14.3, 31, а также 32, в соответствии с которыми предусмотрено, что независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП, должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также не может быть отозвана выдавшим ее гарантом. Помимо этого, независимая гарантия должна содержать условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования, а также перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством РФ. Кроме того, в независимой гарантии должен быть указан срок ее действия, который не может быть менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При несоответствии независимой гарантии изложенным выше требованиям такая независимая гарантия не принимается заказчиком. В случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, на гаранта возлагается обязанность за каждый день просрочки осуществлять оплату в пользу заказчика неустойки (пени) в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии. Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, должна соответствовать тем же требованиям, что и независимая гарантия, обеспечивающая заявку на участие в такой закупке, за исключением срока ее действия. Срок действия такой гарантии не может составлять менее 1 месяца с даты окончания предусмотренного извещением, документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства. Кроме того, такая гарантия не должна содержать условий о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией. Также стоит отметить, что Правительству РФ предоставлено право на утверждение типовой формы независимой гарантии, формы требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, дополнительных требований к независимой гарантии, а также перечня документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии и особенностей порядка ведения реестра независимых гарантий в соответствии с ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ |
В соответствии с пп.пп. «г» – «ж» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлен запрет на размещение заказчиком в ЕИС и на своем сайте в сети «Интернет» информации о закупке, которая не подлежит размещению в ЕИС в соответствии с Законом № 223-ФЗ |
Соответствующие изменения внесены в ч.ч. 6, 7, 11, 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС, определен положениями ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ |
В соответствии с пп. «г» п. 1 и п. 7 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ Правительство РФ уполномочено на определение порядка размещения в ЕИС уведомлений и заключений, выданных по результатам оценки соответствия или мониторинга соответствия |
Соответствующие изменения внесены в пп.пп. «а» и «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3. Кроме того, внесены изменения в ч. 16 ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ, согласно которой установлено, что при выдаче отрицательного заключения, предусмотренного ч. 15 ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ, уведомления и заключения не размещаются на официальном сайте ЕИС |
В соответствии с пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлено, что в описание предмета закупки может быть включено наименование страны происхождения товара |
Соответствующие изменения внесены в п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ |
В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлено, что на основании п. 4 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать особенности закупок, проводимых в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ |
Соответствующие изменения внесены в п. 4 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ |
Изменения в Закон № 223-ФЗ, которые вступили в законную силу с 16 апреля 2022 года |
|
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлены сроки оплаты исполненного по договорам |
В данной связи ст. 3 Закона № 223-ФЗ дополнена новыми ч.ч. 5.3 и 5.4, согласно которым срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Иной срок оплаты может устанавливаться Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Кроме того, иной срок оплаты может быть установлен заказчиком в положении о закупке. При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от указанных выше, в положение о закупке должны быть включены конкретные сроки оплаты и(или) порядок определения таких сроков, а также должен быть определен перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты |
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлено, что положение о закупке, учитывающее новые положения Закона № 223-ФЗ, должно быть утверждено и размещено в ЕИС в срок до 01 октября 2022 года. В противном случае положение о закупке по состоянию на 01 октября 2022 года считается не размещенным в ЕИС |
Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения в ЕИС обновленного положения о закупке, но не позднее 01 октября 2022 года, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения. Срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги по договорам, заключенным по результатам таких закупок, должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ |
Изменения в Закон № 223-ФЗ, которые вступили в законную силу с 01 января 2022 года |
|
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ положения Закона № 223-ФЗ приведены в соответствие с новой редакцией Закона № 44-ФЗ |
В частности, речь идет об изменениях, связанных с сокращением количества способов закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Больше не осуществляются закупки путем двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений. Соответствующие изменения внесены в п.п. 7 и 8 ч. 8.1 ст. 3, п.п. 7 и 8 ч. 5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, согласно которым применение заказчиком отдельных положений Закона № 44-ФЗ предусматривается в случаях неразмещения в ЕИС положения о закупке (решения о присоединении к положению о закупке «материнской» организации) в установленный срок, а также в случаях нарушения обязанностей, связанных с закупками у МСП |
Эксперт правового консалтинга
Категории
- ЕИС (единая информационная система в сфере закупок)
- Закупки по закону № 223-ФЗ
- Обеспечение заявки, исполнения контракта, гарантийных обязательств
- Проектно-сметная документация (ПСД), смета
- Реестр контрактов в ЕИС (реестр закупок)
- Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
- Строительство, капитальный ремонт, реконструкция зданий (сооружений, оборудования)
- Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП, МСП)
- Требования к участнику закупки
