Именно так решили суды, рассмотрев дело, в рамках которого учредитель неверно определил сумму субсидии, выделенную впоследствии подведомственному учреждению. Исходя из материалов дела, учредитель рассчитал сумму субсидии на государственное задание с ошибкой, в результате которой объем субсидии для подведа оказался завышенным. Так, министерство культуры при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе нормативных затрат не уменьшило сумму на объем дохода от платной деятельности учреждения. Субсидия была перечислена в излишнем объеме – 4,7 млн руб. В данном случае имело место нарушение не только Бюджетного кодекса РФ, но и Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг / выполнение работ и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного правительством области. В ходе проведенной проверки контрольный орган обнаружил указанную ошибку. С учетом того, что излишне перечисленная сумма подлежала взысканию, учредитель решил в судебном порядке эту сумму и взыскать. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 октября 2021 г. по делу № А57-9364/2021 учредителю было отказано в удовлетворении иска. Аналогичную позицию заняли и суды вышестоящих инстанций. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что:
- учреждение – добросовестный получатель бюджетных средств, который надлежащим образом выполнил требования, установленные соглашением о предоставлении субсидии;
- взыскиваемая сумма израсходована в полном объеме и именно на те цели, на которые и предоставлялась, поэтому и вернуть ее нельзя;
- порядок и источник возврата денежных средств при изложенных обстоятельствах не установлен ни законодательством РФ, ни соглашением. Условиями для возврата субсидии на выполнение задания в бюджет являются или недостижение показателей государственного задания, или нецелевое использование. Иных оснований нет;
- дополнительное соглашение об уменьшении госзадания на сумму оспариваемой переплаты учреждению не направлялось;
- согласно условиям соглашения учредителю следовало направить расчет суммы, подлежащей возврату в бюджет. Однако такой расчет учреждению не поступил, как и предложения по внесению изменений в соглашение.
Все вышеизложенные обстоятельства явились основанием для отказа в удовлетворении иска, и учредителю придется самому искать выход из данного положения.