Согласно части первой ст. 74 ТК РФ по инициативе работодателя возможно изменение условий трудового договора при изменении организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), а условия трудового договора, определенные сторонами, не могут быть сохранены, но не допускается при этом изменение трудовой функции работника.

При наличии причин, указанных в части первой ст. 74 ТК РФ, организация имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, изменить режим рабочего дня (ввести неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю), но только при одновременном наличии двух обстоятельств (часть пятая ст. 74 ТК РФ):

- изменение организационных или технологических условий труда;

- возможное массовое увольнение работников.

Режим неполного рабочего дня (смены) и(или) неполной рабочей недели не может быть установлен на срок более 6 месяцев, введение такого режима на постоянной основе невозможно. Как следует из части шестой ст. 74 ТК РФ, при отказе работника осуществлять свою деятельность в режиме неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели трудовой договор расторгается в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ с предоставлением соответствующих гарантий и компенсаций. По одному из дел работодатель по своему усмотрению сократил режим рабочей недели работника до 20 часов, но работник с этим не согласился и письменно уведомил работодателя об отказе на изменение условий трудового договора, в связи с этим работника уволили на основании п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Считая увольнение по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ незаконным, работник обратился в суд с требованием обязать работодателя изменить формулировку основания увольнения на п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ. Суд первой инстанции указанное требование работника удовлетворил.

Но Верховный суд Республики Карелия (Определение Верховного суда Республики Карелия от 25.01.2022 № 33-142/2022) с этим решением не согласился, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями частей пятой и шестой ст. 74 ТК РФ возможно расторжение трудового договора с работником по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ только при наличии причин, указанных в части первой ст. 74 ТК РФ: то есть возможно массовое увольнение работников, и работодатель в целях сохранения рабочих мест с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводит в отсутствие согласия работников режим неполного рабочего дня (смены) и(или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев, и когда работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и(или) неполной рабочей недели. Только при таких обстоятельствах предусмотрена возможность увольнения работников, не согласных с продолжением работы в измененных условиях трудового договора, по правилам п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, а не по правилам п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 74 ТК РФ работник лишь уведомляется работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, которые могут впоследствии повлиять на изменение режима рабочего времени, в связи с этим трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ.

Такого же мнения придерживается и Восьмой КСОЮ (см. определение от 11.02.2021 № 8Г-23431/2020).